25.01.2012 16:47
    Поделиться

    Эксперт: Яхтенный туризм принесет Петербургу 10 млн долларов в год

    На днях на сайте минтранса опубликован проект постановления правительства о правилах плавания иностранных яхт и катеров по российским водным путям. В этом году они должны вступить в силу. Правила будут распространяться на все туристические, спортивные и прогулочные суда под иностранными флагами, ходящие по рекам и озерам России и вмещающие не более 18 человек, в том числе не более 12 пассажиров. Владельцы именно таких плавучих средств смогут получить разрешение на вход во внутренние воды нашей страны в упрощенном порядке.

    Раньше водная туристическая карта России оставалась для иностранцев белым пятном. С 1939 года до начала 90-х российские внутренние акватории с сетью рек и озер в 100 тысяч километров были закрыты "железным занавесом". После распада СССР в теории владельцы иностранных спортивных и прогулочных яхт могли получить правительственное разрешение на вход в российские внутренние воды. Однако на практике процесс согласования занимал не меньше трех-четырех месяцев и требовал зеленого света от семи ведомств, среди которых числились министерство иностранных дел, минобороны, ФСБ и даже министерство сельского хозяйства.

    В июле прошлого года "Российская газета" опубликовала поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые значительно упростили схему входа иностранных спортивных и прогулочных маломерных судов в российские внутренние водоемы. Теперь иностранный турист сможет получить разрешение на круиз по рекам и озерам нашей страны всего за неделю. От владельцев зарубежных яхт и катеров, вмещающих не более 18 человек, потребуется только въездная виза и документы, подтверждающие тип, назначение судна и его право следования под флагом указанного государства.

    Правила, опубликованные на сайте минтранса, - последний законодательный штрих в деле открытия отечественных водных путей для иностранных маломерных судов, которое, как считает директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Алексей Жиров, должно стать историческим событием для российской туристической отрасли. "Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток, Мурманск, черноморские города смогут проводить международные регаты, развивать яхтенный туризм, - прокомментировал законодательные новшества Алексей Жиров. - Этот вид туризма очень активно развивается в Скандинавских и Прибалтийских странах. К примеру, в Стокгольм заходит до 100 тысяч иностранных яхт в год, в Таллин - порядка 20 тысяч, тогда как в Санкт-Петербург в среднем - около двух тысяч". По мнению эксперта ВФПС, Северная столица одна из первых в стране ощутит выгоду от нововведений. Яхтенный туризм, по оценкам Алексея Жирова, в ближайшие годы способен приносить Санкт-Петербургу и Ленинградской области до 10 миллионов долларов в год.

    Хорошие перспективы и у других богатых туристическими ресурсами регионов СЗФО, которые уже начали принимать меры по обустройству объектов инфраструктуры внутренних вод. К примеру, в ноябре прошлого года в Великом Новгороде на левом берегу реки Волхов открылась первая в Новгородской области плавучая заправочная станция (ПЗС) для маломерных судов, где российские и иностранные яхтсмены смогут пополнить запас топлива и питьевой воды. При наличии спроса компания-владелец ПЗС готова увеличить количество водных заправок в регионе. В Псковской области обсуждается проект строительства спортивно-оздоровительного комплекса с инфраструктурой для яхт-клуба на берегу реки Великой. Предполагается, что центр сможет служить стоянкой для маломерных судов, следующих по акватории Псковщины.

    С одной стороны, количественный потенциал заграничных речных и озерных туристов, на который должны ориентироваться субъекты Северо-Запада, огромен. Если в регионы СЗФО будет ежегодно заплывать хотя бы небольшой процент иностранных яхт, округ может заполучить десятки тысяч судов.

    В регионах Северо-Запада практически нет удобных причалов, прибрежных отелей и яхтенных стоянок

    С другой стороны, пока в России не будет развита прибрежная и водная инфраструктура, иностранные туристические яхты будут плавать не сотнями и даже не десятками, а поодиночке, уверены эксперты "РГ". В регионах Северо-Запада практически нет удобных причалов, прибрежных отелей и яхтенных стоянок, не чищены фарватеры многих доступных для яхтенного судоходства рек, что существенно затруднит путешествие привыкших к комфортной прибрежной среде европейских туристов.

    В частности, в Калининградской области, через которую проходит международный водный путь из Роттердама в Клайпеду, реально работает всего один водный пункт пропуска - на российско-польской границе. Он расположен в водах военно-морской базы, где стоянка иностранных судов запрещена. Заграничным яхтсменам придется, не останавливаясь, преодолеть трехчасовой путь до Калининграда.

    - С точки зрения потенциала развития водного туризма Калининградская область занимает самое выгодное положение среди всех регионов СЗФО, - считает председатель судейской коллегии Федерации парусного спорта Калининградской области Сергей Жадобко. - Правда, для начала следует устранить последствия 70-летнего застоя, во время которого объекты водной и прибрежной инфраструктуры в регионе были уничтожены или пришли в негодное состояние. Необходимо открыть водный пункт пропуска на российско-литовской границе и на российско-польской границе. Кроме того, важно, чтобы в структуре регионального правительства появился специальный сотрудник или ведомство, которые будут отвечать за обустройство региональной акватории.

    Поделиться