19.01.2012 23:20
    Поделиться

    Человеческий фактор мог привести к аварии "Фобос-Грунта"

    Роскосмос подтвердил, что основные версии аварии "Фобос-Грунта" - производственные и конструкторские ошибки. Именно их, как заявил в эфире радиостанции "Вести ФМ" глава Роскосмоса Владимир Поповкин, в первую очередь рассматривает комиссия по выяснению причин аварии межпланетной станции.

    Однако не исключается и вероятность того, что станция могла выйти из строя из-за "мощного внешнего воздействия". В ближайшее время будет проведен наземный эксперимент, в ходе которого блок с аппаратурой, аналогичной той, что была на "Фобос-Грунте", подвергнется излучению суммарной мощности возможного, однако, как сказано, "непреднамеренного" воздействия американских радаров. Роскосмос готов связаться с партнерами в НАСА и попросить их поучаствовать в эксперименте.

    Однако американские эксперты считают гипотезу о возможной причастности радара на Маршалловых островах к сбою в электронике космического аппарата несостоятельной. По словам представителя НАСА Мартина Слейда, "Фобос-Грунт" находился на высоте около 200 км, когда стали проявляться неполадки в бортовом компьютере. И если бы даже станция и оказалась в зоне действия одного из радаров, то уровень излучения не смог бы на такой высоте повлиять на работу электроники.

    Вице-премьер Дмитрий Рогозин взял под личный контроль расследование аварии. 31 января он ждет от Роскосмоса доклад о причинах, имена антигероев, а также взгляд на перспективы развития космической отрасли до 2030 года.

    мнения

    Владимир Уваров, генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных сил РФ по космосу:

    - Есть так называемая конструктивная надежность. То есть то, что нужно, конструкторы предусмотрели. А дальше идет уже технологическая надежность, где очень силен человеческий фактор. Не так что-то припаяли, пошла стружка и т.д. В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно. Почему? Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Да, существуют двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются. Можно поставить, скажем, три диода или три транзистора. Но вы не поставите три камеры сгорания, три турбонасосных агрегата, три клапана.

    Расследование космических ЧП всегда велись по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие.

    Владимир Бугров, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":

    - Если специалистам нужна телеметрия в теневой зоне, чтобы понимать сбои, то они должны сформулировать такое требование в технической документации. Или требования не было, или его кто-то не выполнил. Раньше эту задачу решали корабли "Академик Сергей Королёв" и другие. Где они сегодня?

    только факты

    Из 34 космических российских запусков в 2011 году 5 - неудачные. У американцев из 18 запусков - 1 отказ, у китайцев из 19 - тоже 1

    Поделиться