19.01.2012 13:25
    Поделиться

    Владимир Поповкин: В неудачах Роскосмоса виноват бизнес

    Роскосмос подтвердил, что основные версии аварии "Фобос-Грунта" - производственные и конструкторские ошибки. Именно их, как заявил в эфире радиостанции "Вести ФМ" глава Роскосмоса Владимир Поповкин,  в первую очередь рассматривает комиссия по выяснению причин аварии межпланетной станции.

    Надо сказать, что один из экспертов "РГ", генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных Сил РФ по космосу Владимир Уваров сразу после аварии "Фобос-Грунта" говорил:

    -  Есть так называемая конструктивная надежность. То есть то, что нужно, конструкторы предусмотрели. А дальше идет уже технологическая надежность, где очень силен человеческий фактор. Не так что-то припаяли, пошла стружка и т.д. В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно. Почему? Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Да, существуют, двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются. Можно поставить, скажем, три диода или три транзистора. Но вы не поставите три камеры сгорания, три турбонасосных агрегата, три клапана… Цепи включения могут дублироваться, но клапан-то один.

    На вопрос корреспондента "РГ", почему специалистам не удалось передать на борт "Фобос-Грунта" программные команды, чтобы  "перезапустить" его, генерал-майор запаса прокомментировал так: "Команды проходят по "цепям" от программирующего устройства до программника на борту. А эти цепи идут через десятки контактов. Могут быть десятки причин, по которым команда не прошла или была искажена".

    По мнению эксперта, самое главное - понять, почему не включились маршевые двигатели станции "Фобос-Грунт". "В первую очередь, озвучиваются версии, которые легко исправить, - замечает Владимир Уваров. - Ну, программу изменили, и системы ориентации плавно одна в другую перешли. Здесь, судя по всему, дело обстоит серьезнее".

    Эксперт привел в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он присутствовал на Байконуре. "В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. - Под нее попала частица в 200 микрон. Представляете? И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".

    Владимир Поповкин тоже признает, что сегодня существует большая проблема с контролем, потому что военная приемка, которая была в советское время, уже совсем не та. Её численность значительно меньше. "Когда в правительстве мы обсуждали, было внесено предложение о том, чтобы создать свою ведомственную систему контроля, - сказал глава Роскосмоса. -  Мы хотим работать по следующему принципу: на каждом предприятии должен быть представитель нашей приемки, который имеет право, если что-то не так, просто остановить производство и вызвать группу экспертов, которые должны проанализировать, так ли все это делается".

    В последнее время широко обсуждается и вероятность того, что станция могла выйти из строя из-за "мощного внешнего воздействия". Этот "сигнал" послал тот же Поповкин, когда несколько дней назад заявил, что специалистам вообще не понятны сбои с нашими аппаратами, когда они летят над теневой для России стороной Земли. И что "не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать".

    По словам Владимир Уварова, расследование космических ЧП всегда велись по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка  и умышленное постороннее воздействие. Но четвертую составляющую сегодня вообще перестали рассматривать.

    Оказывается, нет, не перестали. И версия о том, что у американцев работал один из мощных радиолокаторов, и из-за этого облучения "полетели" бортовые цифровые вычислительные машины на "Фобосе сейчас проверяется. По словам руководителя аварийной комиссии, экс-главы космического ведомства Юрия Коптева, в ближайшее время будет проведен наземный эксперимент, в ходе которого блок с аппаратурой, аналогичной той, что была на "Фобос-Грунте", подвергнется излучению суммарной мощности возможного, однако непреднамеренного, как он сказал, воздействия американских радаров. А Владимир Поповкин подтвердил: если эта версия будет иметь право на жизнь, то Роскосмос свяжется с партнерами в НАСА и попросит их поучаствовать в эксперименте вместе, чтобы найти истину.

    Однако возникает естественный вопрос:  что же за сила должна была быть, чтобы вывести из строя аппаратуру? Как говорят специалисты, которые проверяют эту версию, уровень излучения мог в 10 раз превысить номинальный. Вот что говорит Владимир Поповкин: ""Фобос-Грунт" рассчитан был на этом этапе работы на работу чисто автоматическую. Он движется со скоростью 7,8 километра в секунду, и сопровождать его на этом этапе очень тяжело. И мы не планировали нашими средствами его сопровождать. Там вся система приема-передачи информации была построена на том, что это будет очень дальний космос. То есть приемник был настроен на то, чтобы ловить очень слабый сигнал и никак не на расстоянии порядка 190-180 километров в перигее, как это было".

    Впрочем, еще у одного, и тоже очень авторитетного эксперта "РГ", ветерана  космической отрасли, разработчика проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущего конструктора по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимира Бугрова, точка зрения вполне определенная:

    - Если специалистам нужна телеметрия в теневой зоне, чтобы понимать сбои, то они должны сформулировать такое требование в технической документации. Или требования не было, или его кто-то не выполнил. Раньше эту задачу решали корабли "Академик Сергей Королёв" и другие. Где они сегодня? А что касается мощного воздействия в теневой зоне,  то это вопрос не руководителя Роскосмоса, а министра обороны.

    Но Владимир Поповкин высказал еще одну очень важную мысль: в неудачах с запусками космических аппаратов в России виновата коммерциализация отрасли. По его словам, директорский корпус, вместо того, чтобы организовывать производство и осуществлять контроль за созданием космической техники, занимался бизнесом.

    До конца этой недели аварийная комиссия по "Фобос-Грунту" должна закончить работу. Как уже сообщала "РГ", вице-премьер Дмитрий Рогозин взял под личный контроль расследование аварии станции "Фобос-Грунт". 31 января состоится совещание на "КБ Химавтоматики" в Воронеже, где Рогозин ожидает от Роскосмоса доклад о причинах аварии, имена антигероев, а также взгляд на перспективы развития космической отрасли до 2030 года.

    Впрочем, многие эксперты считают, что межведомственной комиссии вряд ли удастся установить истинные причины аварии российской межпланетной станции "Фобос-Грунт", из-за которой она не смогла выйти на отлетную к Марсу траекторию полета. Все, что могло более - менее  ясно пролит свет, сгорело при входе станции в плотные слои атмосферы Земли.

    Справка "РГ"

    Межпланетная станция "Фобос-Грунт",  предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, была запущена с космодрома "Байконур" в ночь на 9 ноября. Обе ступени ракеты-носителя "Зенит-2 SБ" отработали штатно, однако маршевая двигательная установка межпланетной станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. В результате "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите.

    15 января обломки "Фобоса" упали на Землю. Согласно расчетам специалистов Роскосмоса и Минобороны падение аппарата произошло около 21.45 мск во время последнего витка над южной частью Тихого океана, Южной Америкой и Атлантическим океаном. В районе падения "Фобос-Грунта" нет средств, позволяющих зафиксировать это событие. Однако достоверно установлено, что станции уже нет на орбите.

    цифры

    Из 34 космических российских запусков в 2011 году  5 - неудачные. У американцев из 18 запусков - 1 отказ. У китайцев из 19 запусков - 1.

    Поделиться