19.01.2012 23:40
    Поделиться

    АСВ сможет занимать деньги на оздоровление банков на рынке

    На рынке потребительского кредитования наметился небольшой бум, сообщил журналистам зампредседателя Банка России Алексей Симановский. И это, признал он, даже несколько настораживает.

    "Чем больше кредитов берет население, тем сложнее потом обслуживать долги. Когда становится понятно, что деньги надо возвращать, возникают претензии к банкам по поводу грабительских процентов, формируется негативное отношение к кредитным организациям. А впоследствии это может перейти и в экономический фактор, когда какая-то часть населения решает, что возвращать ссуды необязательно", - пояснил зампредседателя.

    И сообщил, что в прошлом году банки почти на 36 процентов увеличили кредитование граждан. Кредитование компаний выросло на 26 процентов, что превзошло темпы 2010 года больше чем в два раза.  Впрочем, никаких специальных мер по ограничению кредитования принимать не придется - бум сам по себе пойдет на спад. В этом году динамика кредитования будет умеренная, на уровне 20-25 процентов, полагает Симановский. Так что никакого перегрева и пузыря на кредитном рынке, скорее всего, не произойдет. Что, в свою очередь, объясняется некоторым замедлением темпов экономического роста.

    Лучше, чем прогнозировалось, банки справились и с новыми нормами по увеличению капитала. С этого года планку подняли до 180 миллионов рублей. Все оказалось не так страшно - 169 банков сумели нарастить капитал. Причем, большинство сделало это за счет акционеров. Банковский бизнес, поясняет Сухов, работает с хорошей рентабельностью - выше, чем во многих других секторах экономики. И потому собственники им дорожат. И если кредитные организации сумели преодолеть планку в 180 миллионов, то через три года банки найдут деньги и на то, чтобы подтянуть капитал до 300 миллионов рублей, считает Симановский. Пока этой норме, которая вступит в силу в 2015 году, не соответствует 300 банков.

    Однако ни 300, ни 180 миллионов рублей, считает Сухов, не являются цифрой, которая позволит провести на рынке структурные изменения. Она должна быть больше. Но до какого именно уровня следует поднять планку, чтобы финсектор действительно перестроился, Сухов говорить не стал. Но пояснил, что желаемые изменения должны заключаться в сокращении количества банков, заточенных исключительно на кредитование бизнеса своих собственников, а также в создании банков, способных конкурировать в предоставлении ссуд российскому бизнесу. Пока крупнейшие отечественные компании предпочитают кредитоваться за рубежом. Внутри страны и необходимых ресурсов нет, и обходятся они дороже. При этом за три квартала прошлого года российские компании привлекли из-за рубежа 9,4 триллиона рублей. И, соответственно, за границей оседают налоги на проценты по выданным ссудам. Так что ЦБ заинтересован не только в том, чтобы росли российские банки, но и открывались "дочки" зарубежных кредитных организаций.

    Между тем, уже на следующей неделе в Госдуме планируется рассмотреть в первом чтении проект закона, который предполагает изменения в схеме финансового оздоровления банков. Так, проводить санацию можно будет не только за счет кредитов ЦБ или инвесторов, но и привлекая средства с рынка. Занимающееся санацией банков Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сможет выпускать долговые ценные бумаги, рассказал Сухов. Это не означает, что будет прекращена господдержка, но затраты можно будет снизить. Причем сначала ЦБ все-таки выдаст кредит агентству на оздоровление банка, но затем за счет продажи ценных бумаг эти средства будут возмещены, обрисовал возможную схему Сухов. Обязательства по долгам АСВ в конечном итоге, правда, будет нести государство. Но под уже выданные средства на оздоровление облигации выпускаться не будут. 

    Еще один момент - ужесточение ответственности для топ-менеджеров и собственников банков, попавших под санацию. Если они допустили злоупотребления, то и мера ответственности для них должна быть такой же, как при банкротстве банка. Кроме того, планируется расширить полномочия агентства, чтобы оно могло более эффективно взыскивать долги банков перед кредиторами. Сейчас, приводит пример Сухов, в денежной форме удается взыскивать всего 7,9 процента кредитного портфеля банков-банкротов. И этого, конечно, мало. Планируется, что АСВ сможет запрашивать информацию по "пропавшим" активам у широкого круга лиц, а порог по сделке, которую нельзя оспорить в суде, будет снижен с одного процента от активов до 0,1 процента. Также будет ускорена процедура перехода от принудительной ликвидации к конкурсному производству. Сейчас она занимает много времени, а моменты, необходимые для запуска принудительной ликвидации и конкурсного производства зачастую дублируют друг друга. Но все это время банк несет расходы, а его положение и качество активов только ухудшается. В итоге кредиторам третьей очереди, к которым относятся юридические лица, после реализации оставшегося добра достается по обязательствам банкрота примерно 18 процентов. Если реализовать новые нормы, возврат по обязательствам кредиторов третьей очереди удастся повысить в 1,5 раза, надеется Сухов. 

    Тем временем

    В прошлом году ЦБ отозвал у кредитных организаций 17 лицензий, тогда как годом ранее было отозвано 27 лицензий, сообщил Михаил Сухов. При этом в 2011 году было зафиксировано 17 присоединений банков к другим кредитным организациям. "Принудительный выход банков с рынка становится уделом недобросовестных, бедных или слабых банков, - комментирует Сухов. - На выход банков с рынка ЦБ оказывает меньшее влияние, чем сам рынок".

    Поделиться