09.01.2012 23:45
    Поделиться

    Коллекторский бизнес в России будет легализован

    Российский коллекторский бизнес будет легализован

    Законна ли деятельность коллекторов? Они говорят, что да. Роспотребнадзор заявляет категоричное нет, считая, что без согласия должника уступка прав требования по обязательству незаконна и нельзя передавать небанковским организациям работу с долгами физических лиц. Точку в споре ставит законопроект "О деятельности по взысканию просроченной задолженности", который наконец-то разработан минэкономразвития и должен быть принят в этом году. Этот закон фактически легализует российский коллекторский бизнес.

    По словам Елены Докучаевой, гендиректора "Секвойя Кредит Консолидейшн", в настоящий момент минэкономразвития вносит правки от соисполнителей (ФАС, Банк России, минфин), и после согласования финальной версии проект будет направлен в минюст, а это не раньше конца января - начала февраля. "Думаю, что при самом оптимистичном раскладе весной документ попадет только в профильный комитет и вряд ли будет принят в эту сессию, потому реалистично говорить о принятии закона в привязке уже к осенней сессии 2012 года", - считает Докучаева.

    На самом деле этот закон надо принимать быстро и форсированно, утверждают эксперты. Потому что деятельность коллекторов уже слишком масштабна - это с одной стороны. С другой - на этих ребят идет громадное число жалоб и нареканий, поскольку при отсутствии четких правил игры профессиональные взыскатели нередко позволяют себе слишком много. Люди жалуются на некорректные методы взыскания: запугивание, "телефонный терроризм", разглашение банковской тайны третьим лицам и др. Бывает, что коллекторы воздействуют на родственников, угрожают физической расправой. А могут подключить к вашему телефону автосекретаря, который будет через каждые пять минут звонить и требовать: верните долг, верните долг, верните долг. Людей возмущает, что нередко долг передается сразу нескольким агентствам, а также то, что коллекторы часто пытаются взыскать необоснованно высокую сумму. "Банк передает долги, когда основная сумма кредита с процентами уже возвращена. Часто 95% задолженности составляют штрафные санкции, которые за несколько лет вырастают в астрономическую сумму. Комиссия за просрочку примерно 1% в день на всю сумму долга. В результате задолженность нередко складывается из суммы кредита плюс 360% накопленных санкций - какой нормальный человек будет это платить? Отсюда и нецивилизованные методы коллекторов, и поток жалоб от населения", - говорят эксперты.

    Законопроект пытается навести в этом бизнесе порядок. В частности, он подтверждает правомерность уступки прав требований по кредитным договорам третьим лицам. Определяет основные требования к правовому положению взыскателей, перечень лиц, которые вправе осуществлять деятельность по взысканию просроченной задолженности. Для профессиональных взыскателей законопроектом предусматриваются дополнительные требования. Так, они должны быть участниками саморегулируемых организаций коллекторов, разрабатывающих и утверждающих стандарты взыскания для членов СРО. Законопроектом также предлагается предусмотреть право профессиональных взыскателей запрашивать в органах власти информацию о должнике, а также получить доступ к таким структурам, как кредитные бюро. Правда, при этом нет перечня инстанций, обязанных взаимодействовать с коллекторами. Есть и другие спорные моменты.

    "Минэкономразвития опубликовало одну из последних версий законопроекта. Конечно, это не окончательный вариант, работа продолжается и по сей день, - заявляет Сергей Шпетер, старший вице-президент долгового агентства "Пристав". - В рамках НАПКА мы ведем переговоры с представителями и других заинтересованных министерств и ведомств, отвечающих за согласование документа. И, конечно, пока остаются моменты, которые долговые агентства считают необходимым доработать или включить в законопроект. Самое главное, законопроект должен включать в себя целый блок - деятельность по взысканию просроченной задолженности с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных органов, что в последней редакции отсутствует. Проект, размещенный на сайте минэкономразвития, регулирует отношения между взыскателями и физлицами, причем только в досудебном порядке".

    Или, например, при уступке прав требований должник вправе не исполнять обязательство коллектору до предоставления ему доказательств перехода требований. "Срок предоставления доказательств и состав доказательств не определены. Нелишним было бы конкретизировать эту норму. Иначе непонятно, что будут понимать под доказательствами сами должники", - предлагают коллекторы. Также они не согласны с тем, что при осуществлении взыскания должник имеет право потребовать от взыскателя прекращения с ним взаимодействия. После чего взыскатель может взаимодействовать с должником только путем направления писем по почте (в том числе электронной) и сообщений на мобильный телефон.

    Оппоненты коллекторского бизнеса считают, что законопроект не решает основную проблему - взыскание с должников необоснованно высоких сумм. По мнению участников рынка, только принятием законопроекта "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" порядок в этом бизнесе не навести. По их мнению, его нужно обязательно принимать в одном пакете с законом "О потребительском кредите", где должно быть четко прописано, какие комиссии имеет право банк взыскивать, а какие нет (чтобы понимать, как образовался долг и законны ли все проценты и платежи).

    Структура просроченной задолженности физических лиц в работе коллекторских агентств

    Поделиться