22.12.2011 09:10
    Поделиться

    Экономисты: В стратегии Пермского края до 2026 года слишком легкие задачи

    Депутаты Заксобрания приняли Стратегию социально-экономического развития Пермского края до 2026 года. Главным показателем развития Прикамья станут условные "человеко-часы" - "время, проведенное людьми на территории региона".

    Взять планку

    К 2015 году пермский бюджет впервые станет бездефицитным. Наши ученые проведут вдвое больше исследований международного уровня, врачи откроют вдвое больше офисов общей практики, а количество реализованных в регионе технологических старт-апов увеличится в 15 раз. Привлеченные экономическим успехом края, в Пермь ежегодно станут приезжать более 600 тысяч туристов. Однако в реальном выражении - в цифрах, процентах, единицах и рублях - показатели, к которым регион будет стремиться, отнюдь не выглядят так внушительно.

    Цели и задачи сгруппированы по семи функционально-целевым направлениям. Среди показателей самого крупного блока - "Развитие человеческого потенциала" - демографические данные, исходя из которых к 2015 году рождаемость сократится по сравнению с нынешним годом более чем на две тысячи человек (с 37300 младенцев в 2011 году до 35092 в 2015-м). Отрицательная демографическая динамика сохранится.

    По прогнозам блока "Экономическое развитие" поступления налогов на прибыль организаций, являющиеся основной статьей доходов бюджета, составят 25,9 миллиарда рублей (на 2,5 миллиарда меньше, чем сегодня) и останутся на одном и том же уровне в 2012, 2013 и 2014 годах.

    Планируется, что ученые проведут 38 исследований совместно с зарубежными учеными - против 19 исследований, осуществляемых Международными инновационными группами сегодня. На каждую тысячу населения будет приходиться 0,6 врача общей практики, а не 0,3, как в 2010 году. По сравнению с тем, что в прошлом году в крае было осуществлено всего пять технологических старт-апов, запланированные на 2015 год 75 выглядят солидно.

    - В стратегии социально-экономического развития края нет амбициозных планов, - заметил Алексей Бурнашов, депутат Законодательного собрания Пермского края. - Есть ощущение, что правительство с поставленными задачами не только справится, но даже перевыполнит их. Но ведь у нас очень хорошая динамика наполнения бюджета: может быть, нам стоит брать на себя больше обязательств?

    В ответ на претензии депутатов Михаил Антонов, заместитель председателя правительства края, курирующий блок "Экономическое развитие региона", уклончиво заметил, что "для поднятия планки есть инструменты".

    Экономика "человеко-часов"

    Без стратегии социально-экономического развития Пермский край существовал шесть лет, с момента своего образования в 2005 году. Правительство региона предпринимало попытку подготовить программу социально-экономического развития на 2009-2012 годы и на период до 2017 года. Но три года работы и семь миллионов рублей, потраченные тогда на разработку проекта, ушли впустую: в 2009 году депутаты Заксобрания отклонили программу и отправили ее на существенную переработку. С тех пор второй по значимости документ региона (после Устава края) претерпел большие изменения. В его разработке приняли участие сами законодатели, благодаря которым текст "Стратегии..." сократился с 300 страниц до 70.

    - Мы прошли весь путь заново, был применен новый метод разработки концепции, - говорит Михаил Антонов. - Поэтому и на рассмотрение Заксобранию документ вносит уже не правительство, а рабочая депутатская группа, изменившая в ходе работы многие положения, предлагаемые правительством. Мы хотели, чтобы документ был кратким и сразу предполагал механизмы реализации, чтобы он соответствовал законодательству.

    По словам зампреда правительства, основные цели концепции - повышение численности постоянного населения Пермского края. Делается ставка на увеличение числа работников, вовлеченных в экономическую деятельность региона, а также - на привлечение в Прикамье туристов, которые бы приезжали с личными, деловыми или общественными целями.

    - Наша задача - сделать край привлекательным для постоянного проживания людей и прибывающих сюда гостей, - уточняет Антонов. - Поэтому один из главных, но негласных критериев, нигде в стратегии не указанный, но учитываемый - условные "человеко-часы", время, проведенное людьми на территории края.

    Точки роста

    В перечне ключевых проектных блоков и проектов Пермского края до 2026 года первое место будет занимать блок "Инновации в культуре и развитие городской среды", или иначе - "Пермь - культурная столица". Приоритетными стройками остаются и новый театр оперы и балета, и новое здание художественной галереи, новый аэропорт, железнодорожный вокзал и автовокзал, новый зоопарк. В проекте есть даже создание футбольного стадиона. При этом все перечисленные объекты из прекрасного будущего объединены в одном блоке под названием "Проекты акупунктуры краевого центра". Очевидно, разработчики "Стратегии..." уверены, что эти "точки энергии" будут не только поглощать ресурсы, но и привлекать их.

    - Учитывая, что сегодня основные тренды развития региона - отрицательные, достичь поставленных в концепции целей - крайне трудная задача, - считает Виктор Кобелев, депутат Заксобрания. - Мы ставим цель сделать край территорией, привлекательной для жизни - то есть рассчитываем, что к нам будут приезжать специалисты в том числе и из других регионов: ведь раньше, например, устроиться в Пермь на завод имени Свердлова считали за честь люди из разных городов.

    Но, чтобы привлечь в край не просто туристов, а работников, которые были бы заняты в экономике региона, необходимо решить существующие проблемы в промышленности, сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе. Во всяком случае, в принятой концепции социально-экономического развития Прикамья на этих проблемах сделан акцент. Но механизмы их решения будут указаны уже в другом документе - в программе социально-экономического развития региона.

    Поэтому для достижения главной цели концепции - увеличения числа жителей и гостей края - в регионе придется переломить статистику. Ведь до сих пор Пермьстат фиксировал лишь отток населения из Прикамья. Но к 2015 году сальдо миграции должно стать положительным: в крае ждут 3300 гостей, которые останутся здесь работать или будут сотрудничать с регионом.

    комментарий

    Юрий Белоусов, руководитель Центра прикладной экономики:

    - Концепция стратегии экономического развития определяет, к чему регион должен прийти. А каким путем - будет предусмотрено в программе социально-экономического развития, которая разрабатывается на основе стратегии. К концепции социально-экономического развития Пермского края у меня два основных замечания.

    Первое: документ получился совершенно традиционным. Такие Стратегии пишутся десятками по одному образцу - по книгам об экономическом планировании, только цифры региональные подставляются. Между тем необходим современный взгляд на государство - как на сервисную организацию, которая оказывает услуги физическим и юридическим лицам (например, услуги в сфере образования и так далее). Вот если бы сделать акцент на этих услугах, подумать о повышении их качества и снижении себестоимости... Себестоимость - вообще одно из ключевых понятий экономики. Раньше этим термином не оперировали: как, к примеру, можно было оценить себестоимость услуг завода или школы? А сегодня предприятия участвуют в конкурсе на право оказания услуг - только так можно повысить их качество.

    И второе замечание к концепции: во время ее прочтения складывается ощущение, что мы живем в стране под названием "Пермский край". Потому что в тексте нигде не подразумевается, что Пермский край - один из 83 субъектов федерации.

    Между тем эта концепция должна учитывать ожидания и населения региона, и федерации. Чего ждут от стратегии социально-экономического развития жители края? Качественных услуг по разумным ценам. А чего ждет от региона федерация? Ей нужно, чтобы Пермский край конкурировал с Кировской областью? Зачем?! Федерации нужно, чтобы регион выполнял федеральные полномочия! Но об этом в стратегии не сказано ни слова.

    Главное же достоинство этой концепции в том, что она принята Законодательным собранием региона. Наверно, мы оставались единственным субъектом страны, у которого стратегии экономического развития не было так долго. Хорошо, что власть берет на себя обязательства достигнуть определенных показателей развития региона. Правда, из 83 целевых показателей, представленных в концепции, можно проверить только девять. Все остальные взяты из ведомственной статистики, которая обычным гражданам вряд ли доступна. И этих целевых показателей власти будет легко достичь, они однозначно выполнимы.

    Поделиться