21.12.2011 23:41
    Поделиться

    Сергей Пикин: Производители энергоресурсов не нуждаются в бизнесе ЖКХ

    Принцип, который позволял сбытовикам в случае недобора или перебора электроэнергии штрафовать потребителей, отныне не действует. В начале ноября Владимир Путин подписал постановление, которое избавляет малый бизнес от уплаты штрафных санкций за перебор электроэнергии, фактически приравняв такие компании к крупным потребителям. О том, как оценили это долгожданное нововведение участники энергорынка, "РГ" попросила прокомментировать директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина.

    Как это отразится на поставщиках, ведь задолженность потребителей не сокращается, а, напротив, только растет?

    Задача отрасли - создание надежного энергоснабжения потребителей. Это не просто перекачка денег из кармана потребителей посредством сбытовых компаний производителям электрической энергии и сетевым компаниям. Это бизнес-процесс, в течение которого происходит купля-продажа электроэнергии, закупка топлива, поддержание работоспособного электрооборудования. В конечном итоге его задача - получить качественную электроэнергию в необходимые сроки и в нужном месте.

    Гарантирующие поставщики (ГП) в ходе реформирования электроэнергетики стали начальным звеном этой цепочки. Они не только собирают деньги с потребителей, но и перераспределяют их между другими компаниями отрасли.

    Вспомните - лишь в начале нашего века платежи стали регулярными. Только после аварии в Москве 2005 года мы заговорили о том, что отрасли необходимо добавить инвестиции, чтобы она не просто выживала, а как-то развивалась.

    Действительно, долги потребителей за поставленную и потребленную электроэнергию более 150 млрд руб (см. график). На фоне общей выручки отрасли - это более 8 %. Для экономики нашей страны это грандиозная цифра! Но самое опасное, что уровень "мертвой", то есть невозможной к истребованию, задолженности составляет около трети - около 45 млрд. Как гарантирующие поставщики могут компенсировать подобные кассовые разрывы? Считаю, это возможно только через кредитование. Причем процентная ставка разнится в зависимости от уровней риска бизнеса. Поэтому любое увеличение риска для бизнеса ГП только приводит к росту стоимости кредитования и тем самым платежей.

    И как это скажется на платежах за электроэнергию для большинства предприятий?

    Гарантирующие поставщики имеют определенный порядок оплаты электрической энергии. Когда нет полного финансирования, они выбирают, где можно сэкономить и не платить. Сегодня на оптовом рынке самые высокие санкции за неплатежи электроэнергии, поэтому генерирующим компаниям стараются оплатить по счетам в большей степени. Сетевым компаниям - во вторую очередь.

    Любой разрыв в цепочке платежей за электроэнергию, надежного электроснабжения, в конечном итоге приводит к недофинансированию, возникновению и развитию аварийной ситуации в отдельном регионе или в целом по стране.

    Постановление правительства обязывает поставщиков электроэнергии перейти на новые прозрачные стандарты раскрытия информации. О каких стандартах идет речь? Как это коснется операционной деятельности компаний, структуры их затрат и в целом ценообразования в этой сфере?

    Думаю, что прозрачность никому никогда не мешала. Однако очень многое зависит от перечня декларируемой информации. В этом случае речь идет о тех составных параметрах стоимости электроэнергии, которые всегда воспринимались конечными потребителям как сумрачная зона. Если потребители смогут самостоятельно исчислять итоговые величины, то эффект будет достигнут. Мне очень импонирует возможность через сайт Федеральной службы по тарифам рассчитать конечную стоимость электроэнергии для отдельных регионов. Думаю, что это очень правильное начинание среди государственных органов, ответственных за установления тарифов.

    С 1 апреля 2012 года должна быть снижена стоимость электроэнергии для организаций, которые платят по одно- и двуставочным тарифам. Избавимся ли таким образом от манипулирования разным временем учета на оптовом и розничном рынках?

    Все потребители каждого региона будут расплачиваться не за свой собственный максимум потребления мощности, а за максимум ГП. Но, с другой стороны, эта система задумывалась как возможность более рационального и эффективного использования электроэнергии. В данной ситуации это может привести к еще большой стоимости электроэнергии для остальных.

    Ряд экспертов полагает, что благодаря новому постановлению компании будут вынуждены активнее внедрять энергосберегающие технологии. Вы разделяете это мнение?

    Думаю, что такая ситуация с тарифами будет подталкивать потребителей к еще более нерациональному потреблению. Ведь платить придется не за свой максимум потребления. Очень жаль, что те потребители, которые действительно провели мероприятия по повышению энергоэффективности, окажутся в тех же условиях, что и менее рачительные. Мотивация потребителей всегда исходила из желания сэкономить на стоимости энергоресурсов. В ситуации, когда оплата энергии не привязана к реальному профилю нагрузки, существует опасение, что потребители также откажутся от программ установления приборов учета. Ведь это не добавит для них никакого экономического эффекта. Важно увязать новую редакцию Правил розничного рынка электроэнергии с ФЗ N261 "Об энергоэффективности", иначе все эти начинания так и останутся на бумаге.

    Энергетические компании сейчас пытаются активно внедряться в коммунальный рынок. Вам не кажется, что тем самым объекты ЖКХ могут стать "карманными" для таких предприятий?

    На мой взгляд, ситуация как раз обратная: реальные производители энергоресурсов не очень нуждаются в бизнесе ЖКХ. Они всячески пытаются перейти на прямые отношения с потребителем, сократив цепочку посредников. Однако законодатель абсолютно не подумал о том, как будет взаимодействовать цепочка сбора и перераспределения платежей. Что мы сегодня и наблюдаем в виде постоянных конфликтов между ресурсоснабжающими и управляющими компаниями. Очень важно в будущем, чтобы ЖКХ нашло наконец какую-то реальную основу, поддерживающую ее в более стабильном основании.

    Поделиться