21.12.2011 15:39
    Поделиться

    ФАС: Воронежские заказчики плохо контролируют исполнение госконтрактов

    Как показал 2011 год, корректировка 94-го ФЗ "развязала руки добросовестным заказчикам", но они не всегда пользуются своими правами, сообщил руководитель УФАС РФ по Воронежской области Владимир Рохмистров:

    - Можно ведь прописать конкретные четкие требования к поставщику, которые обеспечат нужное качество товара или услуги. Нет, наступаем на те же грабли. И продолжаем перечислять выигравшим организациям авансы в размере 30 процентов от стоимости контракта, а потом удивляемся, что подрядчик скрылся вместе с деньгами и сразу несколько правоохранительных структур вынуждено его разыскивать. Подписываем акты приемки работ, которые вскоре приходится переделывать… Недавно я был в Лисках, спросил про отличную тамошнюю тротуарную плитку: "Недавно клали?" Оказалось, пять лет назад. А что в Воронеже?.. Тут дело-то не в 94-м законе, а в контроле над соблюдением норм Градостроительного и Гражданского кодексов.

    Положительные сдвиги произошли и благодаря введению электронных торгов, отметил Рохмистров, ссылаясь на отзывы глав районных администраций.

    - Теперь у них в конкурсах участвуют не только местные фирмы, но и компании из соседних муниципалитетов и Воронежа, и удается реально выбрать наиболее профессионального подрядчика. Так, одному из районов выделили деньги на ремонт двух школ - а в результате экономии на торгах хватило на три, причем качество работ было достойным, - пояснил руководитель воронежского УФАС. - Показательна ситуации в здравоохранении: в этом году велись крупные закупки по программе модернизации, и благодаря грамотно подготовленным аукционам экономия составила не менее 20 процентов. Соответственно, удалось купить дополнительное оборудование и дорогостоящие медицинские препараты.

    Однако, по наблюдениям антимонопольщиков, примерно в пяти процентах торгов просматриваются признаки согласованных действий участников. Иначе чем объяснить мотивацию компаний, которые подают заявку на участие, вносят существенное обеспечение - к примеру, 150 тысяч рублей, - и просто не являются на торги? Схема стандартная - как на аукционах. Проводимых в традиционной форме, так и для электронных процедур. Фирмы-"откатчицы", не располагая реальными ресурсами для проведения работ, действуют в интересах другой организации. Затем технические кандидаты берут самоотвод (надо полагать, не безвозмездно). "РГ" уже писала о последних громких делах УФАС - вскрыт сговор на торгах по возведению школьного стадиона в Воронеже и аналогичный "договорной матч", но на электронном аукционе, в Репьевском районе.

    - Наши коллеги в других регионах доказывают факты подобных нарушений по косвенным признакам, мы же использовали свидетельские показания и оперативные данные от коллег-силовиков, - добавил Владимир Рохмистров. - Надо жестко пресекать столь дерзкие попытки - в случае с Репьевкой разные участники играли на понижение с одного IP-адреса, сбили цену до 45 процентов, а потом в качестве подтверждения того, что они могут осуществлять конкретные мероприятия, вместо разрешений и лицензий прислали чистые листы. По-хорошему, такие фирмы надо автоматически включать в официальный реестр недобросовестных поставщиков, но в законе пока это не прописано.

    Более того, со следующего года законодательство уже не предусматривает уголовной ответственности за согласованные действия хозяйствующих субъектов. В УК остались санкции лишь за картельные соглашения, но доказать их наличие крайне сложно. В Воронежской области в последние годы таких примеров не было.

    К слову, внесение в реестр недобросовестных поставщиков (который ведет ФАС) лишает организацию права участвовать в торгах по муниципальному и государственному заказу в течение двух лет. А вот "черные" списки, во множестве составляемые муниципальными администрациями и различными ведомствами, подобной силы не имеют. Чиновники этим просто делают себе зарубку на память, чтобы перед следующими конкурсами проверять документы фирм с подмоченной репутацией более внимательно.

    Поделиться