20.12.2011 23:29
    Поделиться

    Вячеслав Никонов: Чиновник должен быть немного идеалистом

    Как получить два диплома сразу

    Самый большой конкурс в МГУ - на факультете государственного управления - число заявлений на бюджет доходило до 300 на место. Кого берут на самый престижный факультет? Для чего ученикам и студентам знания о дзен-буддизме и конфуцианстве? Об этом и много другом "РГ" рассказывает декан факультета госуправления МГУ, политолог Вячеслав Никонов.

    Российская газета: Вячеслав Алексеевич, профессия чиновника сейчас самая популярная у молодежи. Какие личные качества важны для того, кто хочет пойти во власть?

    Вячеслав Никонов: Мотивация, понимание - зачем тебе это надо. Хотелось бы, чтобы мотивация у наших студентов заключалась в том, чтобы изменить мир к лучшему. Человек, который хочет заниматься госуправлением, должен быть немного идеалистом и обладать определенным ценностным кодом, в который входили бы понятия о чести, достоинстве, патриотизме.

    РГ: Чтобы поступить на факультет, надо набрать 500 баллов из 500 возможных. Ваши студенты подтверждают свои оценки хорошими знаниями?

    Никонов: С помощью ЕГЭ можно, например, измерить IQ, понять, насколько грамотен человек. Но ЕГЭ не дает представления о том, умеет ли человек писать, говорить, мыслить логически, это очень важные параметры для студентов. А дополнительное испытание у нас- письменный экзамен по математике, который тоже показывает другие умения. Впрочем, в этом есть и большой плюс - письменное испытание позволяет отсечь фиктивный высокий ЕГЭ.

    Из оценки знаний выпал такой важный компонент как сочинение, и оно должно вернуться в той или иной форме. Можно использовать при приеме в вуз портфолио, устное собеседование. Сейчас с помощью ЕГЭ поступить в вуз значительно легче: абитуриент подает документы в пять вузов, вузы начинают конкурировать друг с другом. И тут абитуриент выигрывает, а вуз часто проигрывает.

    Письменный экзамен по математике позволяет отсечь фиктивный высокий ЕГЭ

    РГ: Кто и чему в МГУ учит будущую управленческую элиту?

    Никонов: В бакалавриате четыре направления, а в магистратуре программ гораздо больше. Выпускники получают степень "магистра менеджмента" и очень востребованы, в том числе бизнесом. Одна из особенностей факультета - хорошее преподавание иностранного языка. В рамках дополнительного образования студенты могут получить профессию переводчика и некоторые курсы читаются на английском языке. Лекции читают лучшие профессора МГУ и многие публичные люди. Такие, как Михаил Ефимович Швыдкой, академик Николай Яковлевич Петраков, член-корреспондент РАН Виктор Иванович Данилов-Данильян.

    РГ: А вы что читаете?

    Никонов: Я читаю курс "Глобальные процессы".

    РГ: Интересно, где ваши студенты проходят практику?

    Никонов: В этом году, например, пять человек проходили практику в администрации президента, семь - в аппарате правительства, пятнадцать - в Совете Федерации, больше двадцати - в Госдуме. Кроме того, наших студентов с удовольствием берут на практику все министерства, общественные организации, бизнес-структуры. И многие выпускники из магистратуры уходят работать в крупные компании.

    РГ: Некоторые работодатели считают бакалавров недоучившимися студентами. Как, по-вашему, у Болонской двухуровневой системы, которой мы следуем, больше минусов или плюсов?

    Никонов: Я не знаю западные вузы, которые следовали бы всем тем правилам, которые мы сами себе навязываем. Италия, которую приводят нам в пример, не самая лучшая страна с точки зрения высшего образования. Но если мы говорим о переходе на двухуровневую систему, то это совсем другой вопрос. Я за двухуровневую систему. Для специальности "государственное управление", которую на западе называют public administration, это единственная возможность состыковаться со стандартами. Госуправление на западе в 99 процентах случаев - магистерская программа. МГУ только в этом году впервые набрал бакалавров, и вот когда они пойдут в магистратуру, можно будет говорить о полноценной магистратуре. Она у нас будет с двойными дипломами ведущих мировых школ, такими, как школа Рокфеллера.

    РГ: Почему наши вузы очень редко занимают высокие позиции в мировых рейтингах?

    Никонов: Есть одна позиция, по которой наши вузы всегда будут отставать - цитируемость в англоязычных научных журналах. Журналы, издающиеся в других странах, всегда дадут перевес тем странам, где они выходят. У нас наука всегда развивалась в достаточно замкнутом пространстве. И у каждого вуза должна быть стратегия продвижения себя в информационной среде. Плюс к этому, в России вузы маленькие. Даже в МГУ - 40 тысяч студентов. По мировым меркам - крошечное учебное заведение. К примеру, в Беркли - 300 тысяч, в итальянской Sapienza - 120 тысяч. И с точки зрения материального обеспечения у нас вузы относительно слабы.

    РГ: Может быть, всех объединить и дать больше денег?

    Никонов: По этому направлению в России и пошли, наделив особым статусом МГУ и СПбГУ.

    РГ: Только что у вас вышло большое исследование по российской истории. К сожалению, сегодня эта наука часто оказывается в центре скандалов. Обвинения звучат даже в адрес авторов учебников. Как вам школьные учебники истории?

    Никонов: Главная задача, которая решается школьными учебниками истории в любой стране, - это воспитание патриотизма. Помню, когда мой младший сын учился в 6 классе, попросил разъяснить ему некоторые положения из учебника "Граждановедение". В учебнике я прочел, что есть войны справедливые и несправедливые. Справедливые, это, например, война против гитлеровской Германии, а несправедливые - войны России в Афганистане или Чечне. Потом говорилось: идти служить по призыву не надо, потому что в армии есть "дедовщина". Ничего подобного ни в одной стране мира быть не может. Так же как и невозможно представление об истории своей собственной страны как истории преступлений. О терроре, репрессиях надо говорить не в пятом классе ! Детей надо учить гражданственности, а это предполагает ответ на вопрос: почему твоя страна самая лучшая в мире.

    РГ: А нужен ли детям предмет "Основы религиозных культур и светской этики"?

    Никонов: Я считаю, что основы религиозных культур могут изучаться в школе. Мне как историку этого очень не хватало в жизни. Я воспитывался в достаточно атеистической семье и когда столкнулся с изучением истории искусств, российской и западной цивилизацией, многого не понимал. В итоге мне самому пришлось пройти курс основ религиозных культур. Без этого вы ничего не поймете в мировой культуре и истории, потому что в основе культуры любой страны или цивилизации лежит религия. В Китае - конфуцианство, даосизм, в Индии - индуизм, в Японии - дзен-буддизм или синтоизм. Вы ничего не поймете о России, ее истории и людях, не зная православия. А на западе - основ христианства.

    акцент

    РГ: Назовите государственных деятелей прошлого, которые являются для вас примером.

    Никонов: Мне всегда были более близки образы политиков-законодателей, чем политиков-воителей, хотя, как известно, большие империи, великие государства создавали воины, будь то Александр Македонский, Мохаммед, Наполеон или Гитлер. Мне гораздо ближе Солон, Ликург, из наших соотечественников я считаю великими фигурами Ивана III, Екатерину II, Александра II. Безусловно, Столыпина, это одна из очень значимых фигур Российского государства, человек, который не дожил до 50 лет, но успел сделать исключительно много. Он своей волей остановил развал государства, вытащил страну из жуткой революции и смог поставить ее на путь серьезного поступательного развития. При этом сознавая, что ему не дадут жить. В своем завещании, которое вскрыли после его смерти, он написал: похороните меня там, где меня убьют.

    где учились министры

    Антон Силуанов, министр финансов Московский финансовый институт, специальность "финансы и кредит".

    Татьяна Голикова, министр здравоохранения и соцразвития - Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова .

    Андрей Фурсенко, министр образования и науки - математико-механический факультет Ленинградского госуниверситета им. Жданова.

    Елена Скрынник, министр сельского хозяйства - Челябинский медицинский институт, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова.

    Рашид Нургалиев, министр внутренник дел - физико-математический факультет Петрозаводского госуниверситета.

    Эльвира Набиуллина, министр экономического развития России - экономический факультет МГУ.

    Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций - факультет германистики Лейпцигского университета, переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. Мориса Тореза.

    Юрий Трутнев, министр природных ресурсов и экологии - Пермский политехнический институт, специальность "горный инженер".

    Анатолий Сердюков, министр обороны - Ленинградский институт советской торговли, Санкт-Петербургский госуниверситет, юридический факультет.

    Сергей Шойгу, глава МЧС - Красноярский политехнический институт, специальность "инженер-строитель".

    Поделиться