19.12.2011 23:30
    Поделиться

    Создана комиссия по расследованию причин аварии платформы "Кольская"

    В Охотском море продолжаются поисково-спасательные работы

    Для расследования причин аварии буровой платформы "Кольская" в Охотском море Ространснадзор создал специальную комиссию. Об этом " РГ" сообщили вчера в минтрансе.

    Кроме того, Дальневосточное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по признакам преступления о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

    Установка "Кольская" перевернулась и затонула 18 декабря во время шторма при высоте волн 5-6 метров и температуре воды 0 градусов по Цельсию в 200 километрах от Сахалина. На ней были 67 человек (32 мурманчанина). 14 человек удалось спасти. Шестеро из них - жители Заполярья.

    Вчера в спасательной операции продолжили принимать участие авиация и несколько морских судов. Но шансы найти их уменьшаются с каждым часом. Так, все обнаруженные ранее спасательные плотики и лодки оказались пустыми.

    - Пока высота волны не превышает трех метров, а скорость ветра достигает 8-10 метров в секунду. Но 22 декабря синоптики прогнозируют сильный шторм, что значительно затруднит операцию, - в понедельник на брифинге рассказал СМИ начальник Дальневосточного регионального центра МЧС России, генерал-майор Александр Соловьев.

    По его словам, 19 декабря с воздуха были обнаружены два пустых плота и одна шлюпка. Днем ранее спасатели нашли четыре спасательных плота, которыми так никто и не воспользовался. После того как вертолет доставил четырех наиболее тяжелых пострадавших в аэропорт поселка Ноглики (север Сахалина), их незамедлительно отправили на машинах "скорой помощи" в центральную районную больницу.

    - У всех пациентов после медицинского осмотра зафиксирован одинаковый диагноз - переохлаждение. Но все благополучно дожили до утра, - пояснил "РГ" главный врач МУЗ "Ногликская центральная районная больница" Сергей Климанский. По его словам, пострадавшие (трое - сахалинцы, один - москвич) находятся в сознании. Наши специалисты оказывают пациентам квалифицированную помощь. Мы много лет работаем с людьми, задействованными на нефтегазовых проектах, умеем их лечить. В случае необходимости ЦРБ может принять до 50 человек с буровой, - пояснил главврач. По его словам, с спасенными и находящимися на лечении в Ногликской ЦРБ членами экипажа буровой установки уже работают следователи. Планируется допросить и членов экипажа буксира.

    - Насколько мне известно, показания у спасенных уже взяли, - пояснил корреспонденту "РГ" медик.

    Вопросов на самом деле много. И к Ространснадзору и к владельцам платформы . Была ли она включена в Российский морской регистр судоходства? Проводились ли ее проверки на предмет технологической безопасности? Было ли сертифицировано оборудование на ее борту и проходила ли она сама испытания на работу в экстремальных погодных условиях? Насколько хорошо был подготовлен экипаж для действий в экстренной ситуации? Достаточно ли было спасательных шлюпок и гидрокостюмов на ее борту? Пока в минтрансе могут с уверенностью ответить на 2 из этих вопросов - платформа "Кольская" зарегистрирована в Реестре, недостатка в шлюпках и спецодежде не было. Все остальные вопросы проясняет комиссия.

    Самоподъемная нефтяная платформа "Кольская" длиной около 70 метров и шириной 80 метров была построена в 1985 году финской судостроительной компанией Раума Репола. Установка предназначена для бурения поисково-разведочных морских скважин глубиной до 6 тысяч метров при глубине моря от 12-100 метров. В настоящее время ее владельцем является компания "Арктикморнефтегазразведка". При этом официальные лица компании особо подчеркнули, что установка недавно прошла ремонт и находилась полностью в рабочем состоянии. Что отвечает всем российским и международным стандартам.

    Напомним, что СПБУ "Кольская" вышла на точку бурения в Охотском море в начале сентября. И до недавнего времени вела разведывательное бурение на глубине около 400 метров (проектная глубина скважины - 3,5 тысячи метров). Примечательно, что платформа имела треугольную компоновку с консолью и тремя независимыми ногами для закрепления на морском дне. Однако при ее транспортировке, объяснили "РГ" эксперты из Фонда энергетического развития, ноги находятся в свободном положении, что делает конструкцию платформы неустойчивой к большим волнам. Поэтому важно производить буксировку только в спокойную погоду.

    Как считают, опрошенные "РГ" эксперты, скорее всего, трагедия произошла из-за халатности при определении прогноза погоды на момент буксировки. И, по их мнению, соответствующим ведомствам следует сделать серьезные выводы. Самый главный - если технический контроль за добычей углеводородов на российском шельфе не будет усилен, это может грозить серьезными авариями в будущем - опаснейшими экологическими и национально-стратегическими рисками для компаний и государства. Среди возможных примеров катастроф - уже случившаяся в Мексиканском заливе.

    Между тем, по последним данным, обнаружено 16 тел погибших. На всех были гидротермокомбинезоны и спасательные жилеты. Они подняты на борт судна "Смит Сахалин".

    Вернуть установку к работе не удастся - она лежит на глубине свыше 1042 метров. Кто принимал решение о выходе людей в штормовых условиях на работу, вопрос к судовладельцу. Тем временем, как передает Интерфакс Северо-Запад, "нахождение экипажа в полном составе на борту СПБУ "Кольское" в момент буксировки было оправдано". Об этом сообщил вчера генеральный директор компании-судовладельца "Арк тик мор нефте газ раз вед ки" ("АМНГР") Юрий Мелехов. Предприятие - владелец платформы выплатит как минимум по 3 миллиона рублей семьям погибших членов экипажа. Возможно, выплаты будут увеличены. "Ведется работа, чтобы страховые выплаты были перечислены. От партнеров поступают соболезнования, им даются координаты счетов, тоже будут сделаны перечисления", - сказал Мелехов. По его словам, тела погибших доставят в регионы, где они проживали, поэтому родственникам нет необходимости лететь на Сахалин. Застрахована была и сама затонувшая буровая установка "Кольская". Большая часть рисков была перестрахована на международном и российском страховых рынках. В то же время страховщики пока не называют общие суммы ответственности по договорам страхования.

    прямая речь

    Александр Хорошавин, Губернатор Сахалинской области:

    - Я прошу сахалинцев, чьи родственники и близкие попали в беду, сохранять мужество и самообладание. Всяческая помощь им будет оказана. По итогам хода судебного расследования будет дана соответствующая правовая оценка причин катастрофы. Мы внимательно отслеживаем ход поисковых работ. Даны соответствующие распоряжения задействовать всю необходимую авиатехнику и другие спасательные средства. При возможном приезде родственников пострадавших дано поручение подготовить для их размещения гостиницы Южно-Сахалинска.

    Поделиться