15.12.2011 23:25
    Поделиться

    В России появилась мода на "частные памятники"

    Мода на частную славу пошла по России

    Снесенная в Москве "аллея меценатов столетия" вернула нам тему заслуженной и незаслуженной славы.

    На этой аллее, забыв об изначальной идее ставить памятники Третьякову и Морозову, за деньги стали устанавливать бюсты директоров рынков и магазинов, строителей элитного жилья, руководителей автосервиса и иных иногда сомнительных личностей. Департамент культуры Москвы демонтировал 9 бюстов по причине того, что они стояли на балансе учреждения, не числились в музейном фонде и не были оформлены, как положено.

    А есть ли неординарные "частные" памятники в других городах России?

    Смоленск

    Идея установить в Смоленске бюст летчику-космонавту Андрияну Николаеву возникла внезапно и публично не обсуждалась. Бюст уже был отлит, оставалось только выделить место для его установки. Этот вопрос решили, и 25 сентября, когда в Смоленске отмечается День города, состоялась церемония его торжественного открытия.

    Рядом с ним горожане с изумлением увидели большую черную плиту, похожую на могильный памятник, с перечислением тех, кто принял участие "в организации создания народного памятника-бюста". Список открывает глава Смоленска Александр Данилюк, потом упоминается несколько различных трудовых коллективов, а в конце - еще несколько должностных лиц и предприниматель. Выглядит все это довольно нелепо, что и не преминули отметить практически все местные газеты. А на популярном смоленском интернет-форуме всерьез обсуждалась идея флешмоба, участники которого устроят торжественное возложение цветов - только не к бюсту космонавта, а к этой самой "надгробной плите".

    Ростов-на Дону

    Несколько лет назад здесь появился памятник золотому призеру Олимпиады в Сиднее, борцу Вартересу Самургашеву. Инициировали установку двухметрового монумента Федерация греко-римской борьбы и Ново-Нахичеванская армянская община. Председатель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников архитектуры Александр Кожин вспоминает, что изначально эта скульптурная композиция задумывалась просто как памятный знак достижениям донской федерации греко-римской борьбы. Но поскольку позировал скульптору конкретный человек, то у "символа " отчетливо проступили именно его черты. На постаменте появились и имя с фамилией. Установили скульптуру в Нахичевани - одном из старейших районов Ростова, где родился и вырос борец. По мнению вдохновителей монумента, ко всему прочему, он должен был стать образцом для подражания для ростовских мальчишек. Примечательно, что на той же площади установлен бюст Карла Маркса, в честь которого названа площадь, и памятник Екатерине II, переселившей своим указом армян на Дон. Спустя год ростовские художники предложили пойти еще дальше и увековечить в бронзе всех донских олимпийцев. Но тут чиновники вспомнили, что есть постановление мэра, запрещающее установку бюстов людей при их жизни. Раньше прижизненные бюсты могли получать дважды Герои Советского Союза. Так у нас появился бюст маршалу Семену Буденному на одноименном проспекте. Сейчас же прижизненная установка бюстов и памятных досок запрещена.

    Саранск

    Увековечить себя за деньги, при жизни установив собственный бронзовый бюст на Аллее Славы, в Мордовии нельзя - это право нужно заслужить. Согласно региональному закону, чтобы быть пожизненно "отлитым в бронзе", нужно стать полным кавалером высшей награды республики - ордена Славы Мордовии. На сегодня в этом списке всего два имени. Первым стал отец-основатель знаменитой мордовской школы спортивной ходьбы Виктор Чегин. За 15 лет существования республиканского Центра олимпийской подготовки его воспитанники завоевали более 100 медалей. Мордовские скороходы 11 раз становились чемпионами мира, на их счету 2 олимпийских "золота", "серебро" и "бронза". А второй аналогичный указ главы республики был подписан на днях - в преддверии дня работника сельского хозяйства. На сей раз полным кавалером ордена Славы Мордовии стал Иван Андин - директор одного из крупнейших птицеводческих предприятий. Именно ему в свое время удалось полностью вытеснить с местных прилавков "ножки Буша".

    Екатеринбург

    Первый в России памятник герою сериала Гене Букину открыли в Екатеринбурге в феврале. По сценарию популярной мыльной оперы семья Букиных живет в Екатеринбурге, а ее глава работает продавцом обуви. К тому же исполнитель этой роли актер Виктор Логинов свою творческую деятельность начинал в местном драмтеатре.

    - Некоторые сцены сериала снимались у нас. Потому мы и решили увековечить сериального героя, заказав ему бронзовый памятник, - пояснили "РГ" в пресс-службе торгово-развлекательного центра. - К тому же сам Букин, как и исполнитель его роли актер Виктор Логинов, очень популярны на Урале, и прохожие с легкостью узнают, кому поставлен памятник. Даже назначают здесь свидания. Монумент обошелся торговому центру в полмиллиона рублей. Исполнен он в бронзе, особых затрат на содержание не требует.

    Справка "РГ"

    МАОН - международная академия общественных наук, установившая за деньги памятники на "аллее меценатов", заверяет, что ее деятельность направлена на поддержку и развитие научной, образовательной, организационной и информационной деятельности в сфере общественных наук. И утверждает, что в течение нескольких лет проводит работу, направленную на выявление и представление к общественным наградам людей, чей вклад в развитие социальной ответственности в бизнесе имеет национальное значение. Всячески подчеркивает свою авторитетность и всемирную известность как научного учреждения. Между тем рекламирующие ее сайты, сейчас извиняются за технические неполадки и не открываются. Разоблачающие телерепортажи, видимо, заставили псевдоакадемиков снизить амбиции, а организаторов одновременно дешевой (судя по ее символике и материалам, из которых изготовлены бюсты) и дорогой (судя по деньгам, за них заплаченным) славы, остановить ее производство.

    комментарий

    Собственная слава не дает покоя еще больше, чем чужая. Похоже, директорам садовых рынков и руководителям автосервиса ее не хватает больше, чем времени и денег. И оттого они решаются на самозахват. Как и всякий самозахват, этот напоминает "Шанхай" в русском, а не китайском смысле этого слова - нагромождение непонятно чего, малоприятного для глаза и малопригодного для использования.

    Почему людям, купившим себе установку бюстов, так захотелось отметить свое меценатство? И почему они сами себя благодарят, а не другие их? Может быть, мы катастрофически неблагодарны? Вот в Европе сколько камней и стелочек, поставленных в память и благодарность кому-то, сделавшему доброе дело в частном порядке. Но это категорически не "памятники себе". Миллионы рублей, по сообщениям, заплаченные героями от благотворительности за установку своей скульптуры, роняют идею напрочь. Слава не бывает купленной, она бывает заслуженной. Или нет.

    Неужели сегодня никто служить не рад?

    Не забывающая благодарить меценатов Церковь на стенах быстро восстановленных старинных монастырей обычно вешает большие таблички с перечислением имен жертвователей, часто обладателей высоких административных постов и олигархических состояний. Но жертва на храм - вековая традиция. До революции купцы нередко завещали монастырю целое состояние, далеко не всегда праведно нажитое. Это было способом замаливания грехов, своего рода искупления. Знаменитая Оптина пустынь, по преданию, основана раскаявшимся под конец жизни разбойником по прозвищу Опта.

    Индульгенции никто из жертвователей не получал, только внутреннюю надежду хоть на какую-то милость Божию. Ибо "суд без милости не сотворившему милости". Жертва на храм или бедным - творение милости.

    "Аллея меценатов" с покупкой права на "памятник себе" непохожа на жертву на храм. В 90-х рассказывали другую смешную и печальную историю, как одна пожертвовавшая деньги на восстановление храма бизнесвумен местного розлива, не очень-то просвященная в делах церковных, потребовала... написать с себя "икону" и повесить ее в иконостас.

    Герои "аллеи меценатов" заказали себе что-то подобное. Они повесили свои "иконы" в иконостас общепризнанной гражданской славы. Там, где Гагарин и Королев, Уланова и Окуджава, Платонов и Мандельштам, Третьяков и Мамонтов.

    Советское время, конечно, грешило установкой памятников лицам, насильственно общепризнанным. Но тем более время свободы должно было вооружить частную инициативу дополнительной чуткостью, вкусом и юмором в этом деле. Постановка в Екатеринбурге памятника герою телесериала, пожалуй, из этой серии. Все остальные примеры скорее озадачивают.

    Говорят, что необеспеченной славы не надо бояться, как самодельных денег, она неминуемо обесценится. И "аллею самодеятельной славы" будут воспринимать как "парад пороков" Михаила Шемякина, только бездарно представленных.

    Поделиться