14.12.2011 23:45
    Поделиться

    Инвестиции отечественного бизнеса в КСО-проекты - 300 млрд рублей

    Тема социальной ответственности сегодня выходит на первый план при обсуждении правил ведения бизнеса и правил его регулирования. Отчасти это объясняется повышением требований к его открытости и прозрачности. Поговорить о корпоративной социальной ответственности (КСО) мы решили с Еленой Феоктистовой, руководителем Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

    Елена Николаевна, что сегодня мы вкладываем в понятие "корпоративная социальная ответственность"?

    Корпоративная социальная ответственность понимается как основа эффективных бизнес-стратегий, прежде всего связанных с прямой деятельностью и задачами развития каждой конкретной компании. Она подразумевает соблюдение баланса интересов акционеров, работников, потребителей товаров и услуг, партнеров по бизнесу, местных сообществ и властных структур, построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами. Этим понятием охватывается широкий диапазон действий бизнеса в экономической, социальной и экологической областях. Подразумевается, что эти действия основаны на соблюдении законодательства и включают дополнительные добровольные инициативы, которые способствуют собственному устойчивому развитию компаний и отвечают задачам общественного развития.

    Опираясь на такой подход, по инициативе и при непосредственном участии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выработана и принята деловым сообществом консолидированная позиция в отношении корпоративной ответственности и роли бизнеса в общественном развитии. Эта позиция зафиксирована в Социальной хартии российского бизнеса - своде принципов ответственной деловой практики, которые отвечают задачам устойчивого развития и могут служить основой формирования корпоративных стратегий для каждой организации.

    Зафиксированная в Социальной хартии российского бизнеса (принята в 2004 г., обновлена в 2008 г.) позиция в отношении понимания принципов ответственной деловой практики в полной мере соответствует пониманию социальной ответственности, закрепленному в международном стандарте ISO 26000 "Руководство по социальной ответственности", который утвержден Международной организацией по стандартизации в октябре 2010 г.

    Какой бизнес можно считать социально ответственным?

    Социально ответственным является тот бизнес, который, эффективно решая свои коммерческие задачи, сочетает экономический успех с движением к социальному благополучию и экологической безопасности. Из этого следует, что национальные приоритеты развития общества и задачи эффективного ведения бизнеса стратегически не просто совместимы, а напрямую связаны друг с другом.

    Ответственное ведение бизнеса и устойчивое развитие компаний включают в качестве важного элемента социальные инвестиции и охватывают широкий спектр вопросов, решаемых в соответствии с законодательно установленными требованиями, а также в порядке дополнительной добровольной инициативы работодателей. Это прежде всего касается социальных программ в отношении работников, а также социальных инвестиций в территориях присутствия компаний. Значительная часть таких программ во внешнем сообществе реализуется бизнесом и при его поддержке.

    Елена Николаевна, как вы считаете: компания должна быть ориентирована в большей мере на социальную поддержку своих сотрудников или регион, где она базируется?

    Любой бизнес, с учетом стратегии своего развития, испытывает необходимость вкладывать средства как во внутренние социальные инвестиции, то есть в своих сотрудников, так и в развитие местных сообществ. Важно и то, и другое. Но в какой степени и как будут расставлены акценты - зависит от масштабов и интересов конкретной компании. При этом сотрудники всегда остаются ключевым приоритетом, поскольку кадры - существенный фактор конкурентоспособности компаний.

    Почему в регионах принимаются законы о меценатах и благотворительной деятельности, но на практике они не всегда работают?

    Это не так. В регионах, где принимаются такие законы, они на самом деле помогают благотворительным организациям и развитию корпоративной благотворительности. Ведь они получают определенные преференции, в частности связанные с налоговыми льготами. Другой вопрос: насколько широко распространена такая практика? Почему не все субъекты РФ идут по этому пути? И конечно, было бы важным, чтобы социальная деятельность бизнеса получала признание и большую поддержку государства.

    То, что делает бизнес в социальной сфере, е должно служить заменой государственным обязательствам перед людьми

    Заокеанские бизнесмены тратят на благотворительность более 300 млрд долларов в год. А сколько отечественный бизнес ежегодно выделяет на социальные проекты?

    Не существует точных цифр, отражающих все социальные расходы бизнеса, мы можем только давать оценки. Если говорить о расходах на корпоративные благотворительные программы, социальных инвестициях бизнеса в территориях присутствия компаний, то, по экспертным оценкам, объем средств на эти цели составляет порядка 150 млрд рублей в год.

    Что касается социальных программ для сотрудников, а это относится к социальным инвестициям, но не является благотворительными расходами, то размер этих средств приблизительно оценивается на уровне 200 млрд рублей в год (финансовая оценка обязательств, зафиксированных в коллективных договорах). В общей сложности получается более 300 млрд социальных инвестиций в год. В общей сложности получается, что совокупные социальные инвестиции бизнеса, по оценкам, составляют ежегодно 300-350 млрд рублей, включая вложения в сотрудников и затраты во внешнем сообществе. Это без учета тех огромных средств (более 1 трлн руб.), которые перечисляются компаниями в рамках обязательного социального страхования в качестве взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

    Какие социальные вопросы могут решить местные власти, а что должен взять на себя бизнес?

    Когда речь идет о решении социальных проблем в территориях (муниципалитет, регион), то здесь усилия государства и бизнеса, на мой взгляд, должны дополнять друг друга в точке пересечения интересов. Не следует ожидать от бизнеса действий вместо государства и перекладывать на него соответствующие обязательства. К примеру, если компания намерена инвестировать средства в обучение своих сотрудников и подготовку кадрового резерва, заключая договоры с вузами, это не значит, что государство может снять с себя эту ответственность. То, что делает бизнес в социальной сфере, не должно служить заменой государственным обязательствам и полномочиям местных властей, но может дополнить, расширить и усилить сложившуюся практику.

    И напоследок вопрос на злобу дня: реально ли получить предпринимателям беспроцентный займ в несколько миллионов на реализацию социальных проектов?

    Сегодня такого обязательного механизма не существует. На самом деле бизнесмену или организации, связывающих свою деятельность с социальным предпринимательством, приходится искать финансовую поддержку, и это непростая задача. Некоторые компании в рамках программ корпоративной благотворительности, частные фонды поддерживают проекты в этой сфере. Так, например, Фонд "Наше будущее", программы которого как раз направлены на развитие социально ориентированного предпринимательства, предоставляет в этих целях беспроцентные кредиты и оказывает методическое и консультационное содействие. Однако говорить об этом как об установившейся и распространенной практике, пока рано.

    Между тем

    В сфере корпоративной социальной ответственности отношения между бизнесом и государством всегда были непростыми. По мнению некоторых руководителей компаний, в последние годы эти отношения складывались следующим образом: власть, как правило, рассматривается как орган, который дает указания, а бизнес должен следовать этим указаниям.

    С одной стороны, бизнес хочет, чтобы государство поддержало его социальную деятельность путем создания мотивации для социально ответственного поведения.

    Но, по мнению г-на Гриера из PricewaterhouseCoopers в России, "у государства для этого просто нет пряников". Кроме того, бизнес беспокоит слишком неуклюжий и директивный подход государства к вопросам КСО.

    Эта позиция находит свое отражение в результатах нашего опроса: 53% респондентов считают, что непредсказуемая политика власти мешает планировать социальные стратегии, хотя 30% с этим не согласны

    (По материалам исследования "Национальный вклад в глобальный контекст КСО")

    Поделиться