12.12.2011 23:10
    Поделиться

    Эксперты: Профобразование надо ориентировать на конкретных заказчиков

    К профессиональной ориентации молодежи нужно привлекать работодателей

    Обсуждение проблемы спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг состоялось в рамках VIII Всероссийской научно-практической интернет-конференции, организованной Федеральной службой по труду и занятости совместно с Минобразования.

    Смутное представление

    В ней приняли участие более 160 докладчиков, многие из которых представляли регионы ЦФО. Причем некоторые области, такие как Белгородская, сделали по несколько докладов. Один из самых любопытных, по мнению участников, подготовила начальник управления труда и занятости Орловской области Наталья Цуканова - о проблеме "совершенствования профориентации молодежи в посткризисных экономических условиях". Отдельно было рассказано о региональной программе построения профессиональной карьеры школьников, проживающих на селе. По мнению докладчика, наличие образования уже не гарантирует молодежи профессиональную карьеру и даже просто получение работы, как это было прежде.

    - В еще более трудном положении выпускники средних школ, - считает Наталья Цуканова. - Значительная часть юношей и девушек не имеет сформированных планов профессионального самоопределения, не делает осознанного выбора. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь их освоения и возможности трудоустройства.

    Подтверждением этих слов служит статистика, согласно которой в службу занятости в поисках работы с каждым годом обращается все больше выпускников учреждений профобразования. Специалисты считают, что они стали "заложниками дисбаланса между системой подготовки кадров и реальными потребностями в них экономики". То есть выпускники школ поступили туда, куда получилось. Там их выучили, как смогли, после чего оказалось, что они, по сути, не востребованы.

    И речь идет даже не о качестве образования, а о том, что все больше дипломов превращаются в "пустые бумажки". Причем губит молодежь стереотип престижности профессии. Например, как подсчитали в управлении труда и занятости Орловской области, в регионе диплом бухгалтера ежегодно получают около 700 человек, а потребность в них не превышает 200 сотрудников. Естественно, большинство свежеиспеченных бухгалтеров не могут найти работу по специальности.

    - При этом экономика региона остро нуждается в квалифицированных станочниках, строителях, работниках транспорта и сферы обслуживания, аграрного сектора, рейтинг которых у молодежи невысок, - говорит Наталья Цуканова. - Ситуацию осложняет то, что для определенной категории юношей и девушек свойственны завышенные требования к уровню зарплаты и иным социальным гарантиям, несопоставимым с фактическими знаниями и умениями.

    С орловской коллегой согласна и министр труда, занятости и кадровой политики Калужской области Ирина Подковинская. По ее словам, нехватка выпускников системы среднего и начального профессионального образования (СПО и НПО) в регионе составляет примерно 5,8 тысячи человек в год. При этом на трех выпускников вузов приходится лишь один, окончивший профучилище, что тоже создает заметный дисбаланс.

    - Эти данные говорят о том, что пока образовательные учреждения действуют сами по себе, а не отвечают потребностям развивающейся экономики, - считает Ирина Подковинская. - Поэтому в Калужской области уже ведется работа по развитию целевой подготовки кадров, лицензирование востребованных профессий и специальностей и реализация программы модернизации образования.

    В частности, региональные власти наладили систему прогнозирования потребности в кадрах. Она выстроена из двух уровней - отраслевого и территориального прогноза. Ирина Подковинская объясняет это тем, что в Калужской области зарегистрировано более 15 тысяч организаций. И региональному министерству просто не хватает ресурсов для непосредственного взаимодействия со всеми работодателями. Ежегодно в октябре чиновники направляют на предприятия запросы о потребности в кадрах на ближайшие пять лет. Полученные данные поступают в министерство труда, где их и обобщают.

    - Итоговая таблица позволяет моделировать кадровую потребность по муниципальным образованиям, видам экономической деятельности, уровням профессионального образования и так далее, - говорит Ирина Подковинская. - Подготовленный прогноз поступает в региональное министерство образования и науки для определения контрольных цифр приема в учреждения профобразования.

    Вынесут оценку

    Между тем в Белгородской области власти планируют создать систему независимой оценки качества профессионального образования. Об этом говорится в докладе, подготовленном первым замначальника облуправления по труду и занятости населения Сергеем Рябко и замруководителя департамента кадровой политики Ольгой Павловой. По их словам, создание такой системы поможет привести качество профобразования в соответствие с требованиями работодателей. Причем последние смогут выступить в роли экспертов.

    - При отраслевых департаментах Белгородской области на средства работодателей будут созданы центры оценки и сертификации квалификации выпускников учреждений профессионального образования, - рассказали авторы доклада. - На практике речь идет о проведении дополнительных испытаний для будущих каменщиков, сварщиков, пекарей и других, что в случае получения положительной оценки позволит выпускникам повысить свой разряд на один уровень.

    Кроме того, белгородские власти предлагают провести обследование предприятий, чтобы выяснить, какие требования здесь предъявляют к квалификации специалистов. По итогам этой работы изменятся и образовательные программы СПО и НПО - примерно 20-30 процентов из них должны быть разработаны с учетом требований заказчика. По логике такое сотрудничество должно быть выгодно и предприятиям, и учащимся, и их преподавателям.

    Дипломы часто превращаются в "пустые бумажки", поскольку у молодежи сильны стереотипы престижности профессии

    По мнению Ольги Павловой и Сергея Рябко, еще одним шагом должно стать привлечение негосударственных инвестиций в сектор профобразования. Вопрос в том, как это сделать. Белгородцы предлагают следующий вариант: образовательное учреждение и организация оформляют соглашение, по которому работодатель обязуется профинансировать капремонт или реконструкцию здания либо закупить оборудование. Власти, в свою очередь, предоставляют такому предприятию инвестиционный налоговый кредит. Он состоит в изменении срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в областной бюджет, на срок от года до пяти лет. При этом организация может уменьшать платежи по налогу на прибыль в течение срока действия договора до тех пор, пока общий вычет не станет равным сумме кредита.

    Докладчики также предложили создать региональный Фонд содействия развитию профобразования, "призванный на основе добровольных имущественных взносов со стороны региональных объединений работодателей осуществлять соцподдержку работников сферы профобразования и их семей, студентов и учащихся, а также развивать и укреплять научно-техническую и материальную базы СПО и НПО".

    Представители учебных заведений также считают, что профобразование должно быть ориентировано на конкретных заказчиков кадров. Причем в идеале речь должна идти о целевой контрактной подготовке, когда предприятие не только направляет абитуриента на обучение по конкретной специальности и гарантирует ему прохождение практик и последующее трудоустройство, но и оплачивает его обучение и даже выплачивает ему стипендию.

    - У нас есть пример такого сотрудничества, - рассказал директор Тульского государственного коммунально-строительного техникума Станислав Прохоров. - Одно предприятие, заинтересованное в наших выпускниках по специальности "гидрогеология и инженерная геология", в течение всего периода обучения отслеживает успехи студентов, принимает их на практику, выплачивает зарплату и именную стипендию. А по окончании учебы принимает на работу на должность техника-геолога.

    Со школьной скамьи

    В Орловской области другой подход. Там считают, что в период нестабильной ситуации на рынках труда и образования, когда меняются условия обучения, исчезают и появляются учебные заведения, возникают новые специализации, нет гарантии того, что спрос на выбранную профессию сохранится после окончания обучения. Поэтому ставку в регионе решили сделать на целенаправленную профориентацию старшеклассников и их адаптацию к рынку труда.

    - Школа должна связать систему образования с экономической системой, - считает Наталья Цуканова. - В результате такого взаимодействия должна сформироваться готовность подростков к выбору профессии, которая рассматривается как способность юношей и девушек к самопознанию и самооценке, изучению мира профессий и принятию решения на основе реалистической оценки ситуации.
    Определенный опыт в этом направлении в регионе уже накоплен. Причем служба занятости каждый год изобретает новые способы заинтересовать старшеклассников проблемой будущего трудоустройства. Так, помимо традиционных лекций и профилактических бесед, специалисты службы занятости проводят деловые игры, КВН и викторины.

    Кроме того, школьников приглашают на ярмарки вакансий, организуют для них анкетирование и тестирование, чтобы определить их профессиональные качества. Затем ребятам выдают список профессий, в которых, как показывают исследования, они могут преуспеть. И хотя окончательный выбор все равно остается за молодыми людьми, орловские власти считают, что такие советы помогут наполнить экономику региона востребованными специалистами.

    - Комплексная программа построения профессиональной карьеры воспитанников уже действует в деревне-SOS Лаврово - одной из четырех в России, где детей-сирот воспитывают в семейной атмосфере, - пояснила Наталья Цуканова. - Специалисты службы занятости организуют для ребят профориентационные практикумы и экскурсии в учебные заведения и на предприятия. Есть и первые результаты: подростки, выбравшие профессию с учетом данных диагностики на определение способностей, успешно учатся, получая востребованные рабочие профессии.

    А в райцентре Ливны создан клуб "Ориентир". В него вошли старшеклассники, а также учащиеся местных профучилищ и ливенского филиала орловского "Госуниверситета - учебно-научно-производственного комплекса". По словам Натальи Цукановой, специалисты службы занятости знакомят этих ребят с положением на рынке труда, особо обращая внимание на те профессии, которые пользуются устойчивым спросом работодателей. А ребята из клуба "Ориентир" потом рассказывают об этом сверстникам.

    Поделиться