12.12.2011 23:40
    Поделиться

    Андрей Недосеков: В России уже создается единая база пассажиров транспорта

    Через два года всех входящих в метро компьютеры начнут проверять по единой базе данных

    Станет ли проезд на транспорте дороже из-за повышенных мер безопасности, собирается ли минтранс упростить для малых аэропортов требования по безопасности, необходимо ли продлевать еще на два года действие профильной Комплексной программы по обеспечению безопасности населения на транспорте. Об этом "Российской газете" рассказал замминистра транспорта Андрей Николаевич Недосеков

    Российская газета: Андрей Николаевич, отразятся ли затраты, которые необходимо сделать для создания системы транспортной безопасности, на стоимости проезда? И готовы ли пассажиры к усиленному досмотру, из-за чего они могут потерять много времени. Нет ли у Вас опасений, что это все вызовет недовольство людей?

    Андрей Недосеков: Конечно, с учетом затрат на создание новых средств безопасности и на их эксплуатацию цена проезда возрастет. Но я считаю, что каждый человек, прежде всего, должен заботиться о собственной безопасности. Сегодня ни у кого не вызывает особого недовольства, что пассажиров в аэропортах, встречающих и провожающих досматривают на соответствующей технике. Мы живем в реальности, в которой все эти меры необходимы.

    А что касается расходов, то технику нужно не только закупить, но и поддерживать в рабочем состоянии. А это дополнительные затраты. Поэтому мы должны признать, что все это будет влиять на стоимость транспортных услуг.

    РГ: Подсчитывали, на сколько вырастет стоимость проезда?

    Недосеков: Дело в том, что на разных видах транспорта стоимость перевозки сильно отличаются. Для пассажиров автобусов удорожание будет практически незаметно и составит небольшие проценты. Но, например, для обеспечения безопасности на скоростной железной дороге это существенные затраты, которые мы сегодня совместно с ОАО "РЖД" определяем.

    РГ: Злоумышленники всегда ищут новые способы совершения преступлений, против которых средства охраны зачастую бессильны. Не помогли бы здесь превентивные меры вроде снятия отпечатков пальцев и карт ДНК у всех жителей страны, чтобы спецслужбы получили возможность заблаговременно проверять купивших билет пассажиров?

    Недосеков: Относительно недавно я летел через один из аэропортов Юго-Восточной Азии. Пассажирам, которые не были включены в автоматизированную информационную систему в аэропорту, пришлось стоять в очереди, в том числе и мне. А рядом был пункт прохода, где пассажир просто прикладывал свой паспорт с записанными на микрочипе данными, видеокамера снимала изображение, а компьютер сверял его внешний вид с документом. Проверялся этот человек по соответствующим базам. И делалось это в несколько раз быстрее, чем у тех, кто стоял в очереди на традиционный паспортный контроль.

    Так что, если мои данные будут записаны на таком чипе, я против не буду. Смогу двигаться гораздо быстрее. Кроме того, это влияет и на количество персонала, которое необходимо для обслуживания. А чем больше персонала, тем дороже билеты. В России уже создается единая база пассажиров, куда будут занесены паспортные данные, это позволит ускорить досмотровые процедуры, повысит уровень безопасности на транспорте.

    РГ: На программу безопасности выделены немалые средства. В 2010 году потрачено более 7,8 миллиарда рублей, в 2011, с учетом корректировки, 11 миллиардов рублей. Общий объем финансирования на 2010-2013 годы утвержден в размере почти 46,8 миллиарда рублей. Что уже сделано?

    Недосеков: Первый этап программы был нацелен  на то, чтобы найти комплексные решения и правильные  направления по защите населения от актов незаконного вмешательства на транспорте. Сама программа разделена по отраслям транспорта и предусматривает такие направления, как подготовка кадров, создание необходимой информационной оболочки.

    Кроме Минтранса и подчиненных ему агентств в ней участвуют еще три крупных заказчика. Это Федеральная служба безопасности, которая отвечает за разработку необходимой техники для того, что эффективно обнаруживать запрещенные вещества  и противодействовать актам незаконного вмешательства. Министерство внутренних дел, у которых есть интересное направление по развитию транспортной милиции и кинологической службы. У МЧС есть также мероприятия в рамках программы по защите от чрезвычайных ситуаций и их предупреждению. Важный  вопрос - оповещение населения при возникновении ЧС.

    РГ: Конкретные проекты уже есть?

    Недосеков: По каждому виду транспорта созданы согласованые с ФСБ пилотные зоны безопасности. Четыре из них уже работают в тестовом режиме, смотрим эффективность применяемых в них технических средств.

    Есть определенные результаты: хорошие и не совсем. Положительный пример - защита  первых участков высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург за счет субсидий из федерального бюджета и денег ОАО "РЖД". На оборудованных участках ведется мониторинг с помощью видеокамер, устройств обнаружения нарушителей. Благодаря комплексному подходу создана система, которая позволяет  различать своего и чужого в зоне транспортной безопасности. Находясь на большом расстоянии от места проникновения нарушителя, с помощью камер высокого разрешения возможно зафиксировать нарушителя, при этом система подает соответствующие сигналы. На железнодорожных вокзалах созданы центры с применением современных видеосистем. Это тоже дает хорошие результаты. И позволяет выявлять в потоке пассажиров лиц, которые внесены в специальную базу, тех, кто уже нарушал закон. А в случае инцидента система поможет проводить розыскные мероприятия.

    РГ: А дальше? Будете переносить наработки в пилотных зонах на весь транспортный комплекс?

    Недосеков: В первом квартале 2012 года планируем по пилотным проектам получить заключение соответствующей комплексной комиссии. И потом дадим субъектам транспортной инфраструктуры рекомендации по внедрению аналогичных систем, если надо - с небольшими корректировками.

    Конечно, комиссия не может дать установку, как применить аппаратуру для какого-то конкретного случая. Но эксперты проанализируют,  насколько она функционально вписывается в сам транспортный объект, насколько это дорогостоящий проект. Ведь если оборудование будет дорогим, то и затраты на его эксплуатацию окажутся высокими. Постараемся найти золотую середину, баланс как по стоимости оборудования и его монтажа, так и потребительских характеристик.

    РГ: К 2014 году системами досмотра планируется оснастить все станции метро.  Неужели всех будут проверять на входе? Там же получится давка!

    Недосеков: Есть проекты, которые требуют основательной корректировки. Например, при массовом проходе людей в метро. Сегодня те пилотные зоны, которые создавали в метро в Санкт -Петербурге, специалисты рекомендуют подредактировать. Также они  рассматривают варианты создания систем, которые будут более эффективными при массовом проходе пассажиров.

    РГ: В следующем году появятся рекомендации по созданию систем безопасности по всей России. Владельцы транспортных компаний будут принимать участие в финансировании или все расходы возьмет на себя госбюджет?

    Недосеков: Пилотные зоны создаются на деньги федерального бюджета. В бюджете также предусмотрены средства на объекты, которые являются важными с государственной точки зрения, и те, что относятся к федеральному имуществу.  Например, гидротехнические сооружения, периметры аэропортов. Заложены средства на создание федеральной собственности Ространснадзора.

    Но и у владельцев транспортных объектов по законодательству есть ответственность за обеспечение безопасности. После проведения оценки уязвимости и составления планов защиты объектов с учетом рекомендаций экспертов, субъекты транспортной инфраструктуры будут воплощать их на свои деньги. Региональные бюджеты будут софинансировать свои объекты, в том числе и в метро. ОАО "РЖД" активно вкладывают собственные средства наравне с федеральным бюджетом.

    РГ: Есть владельцы, которые отказываются финансировать обеспечение безопасности? И прописаны ли в законе дисциплинарные меры к этим компаниям?

    Недосеков: На данный момент, по закону каждое предприятие, в зависимости от присвоенной категории, должно провести оценку уязвимости, составить план защиты от актов незаконного вмешательства и реализовать соответствующие плану мероприятия. Исполнение этих мероприятий будет контролироваться федеральной службой Ространснадзор.

    Если же нет, то у них не будет права осуществлять тот или иной вид транспортной деятельности. Я уже не говорю о железнодорожных перевозках, метро. В авиации эти требования прописаны в актах Международной организации гражданской авиации, в морском секторе они урегулированы ИМО. Поэтому собственник транспортного предприятия не имеет права сказать - не хочу.

    Однако подкорректировать часть нормативно-правовой базы необходимо. Мы рассматриваем обращения организаций упростить требования по ряду транспортных объектов, например по малым аэропортам, автобусным станциям, железнодорожным платформам. Будем ввести разговор о введении не четырех категорий для аэропортов, а пяти. Для малых аэропортов, где выполняются местные перевозки, возможно, установим более упрощенный режим.

    РГ: Нужны ли дополнительные госвложения на программу или достаточно тех, что зарезервированы?

    Недосеков: Программа рассчитана до 1 января 2014 года. Но в эти сроки мы не сможем выполнить все задачи по обеспечению безопасности, которые перед нами стоят. Конечно, мероприятия, заложенные в комплексной программе, выполним. Но этого мало. Поэтому правильнее было бы продлить действие программы до 2015 года. Минтранс уже обратился в Правительство с такой просьбой, мы готовим дополнительные новые мероприятия и объекты. Необходимы будут средства для совершенствования защиты населения на транспорте от возможных террористических проявлений.

    РГ: Сколько? Эта сумма подсчитана?

    Недосеков: Пока есть общее понимание по продлению программы еще на два года, детально мы прорабатываем с подведомственными агентствами, МВД, ФСБ, МЧС. Поэтому суммы носят оценочный характер. И говорить о них преждевременно.

    РГ: Для современных систем, напичканных электроникой, нужны высококлассные специалисты. Кто займется подготовкой персонала?

    Недосеков: Этот вопрос один из важнейших, поэтому мы ведем сейчас работу с вузами, с минобрнауки по выработке программы обучения специалистов по безопасности на транспорте. Строка о подготовка таких кадров будет в наших предложениях по продлению программы до 2016 года. 

    Поделиться