12.12.2011 23:23
    Поделиться

    Россия сотрудничает с Евросоюзом в рамках защиты интересов детей

    Россия и ЕС действуют вместе в интересах детей

    Очень часто взрослые относятся к проблемам, с которыми сталкиваются дети, с недостаточным вниманием. "Подумаешь... какие у них могут быть проблемы: они же еще совсем маленькие", - к сожалению, такое мнение не редкость. Однако совместные программы России и Европейского cоюза по поддержке детей основываются на Конвенции ООН о правах ребенка, в которой закреплены права ребенка как любого гражданина и ответственность стран-участниц, подписавших Конвенцию, по обеспечению этих прав.

    В России, как, впрочем, и во многих странах, существует масса проблем, связанных с полноценным обеспечением прав ребенка: дети, проживающие в детских домах и интернатах, лишены родительской любви, приемные родители далеко не всегда адекватно подготовлены к новой и трудной роли по воспитанию ребенка из детского дома; дети с ограниченными возможностями по здоровью нередко не имеют возможности получать адекватное образование в кругу сверстников.

    На протяжении многих лет партнерские организации и специалисты России и Европейского союза отрабатывают модели сопровождения семьи и ребенка, формирования доступной среды для детей с ограничениями по здоровью, повышения квалификации специалистов в рамках системных изменений, задекларированных российским правительством. Особое внимание уделяется формированию толерантности в обществе по отношению к детям из группы риска.

    "Дети должны учиться вместе!" Многим россиянам запомнилась встреча президента России Дмитрия Медведева с Ольгой Лобановой - девочкой, ставшей участницей одного из таких проектов. В 2009 году в День знаний президент посетил московскую школу 518, в которой учится Оля. Именно это образовательное учреждение стало участником проекта по развитию инклюзивного образования. В этой школе дети с ограниченными возможностями по здоровью вовлечены в образовательный процесс наравне с другими ребятами. Таким образом, дети с аутизмом, страдающие синдромом дефицита внимания, слабым зрением, ДЦП, получают возможность почувствовать себя самыми обычными ребятами. Все дети учатся видеть и воспринимать своих ровесников как равных, как бы они ни отличались. Но, разумеется, инклюзивное обучение не ограничивается лишь подготовкой учителей и изменением отношения ребят друг к другу. Сам проект был бы просто невозможен без технического обустройства образовательного процесса. Школа оборудована всем необходимым, чтобы у детей с ограниченными возможностями не возникало сложностей с передвижением - здесь есть и пандусы, и лифты. Кроме того, в школе есть кабинет релаксации и специальный сад с фонтаном, где ребята сами выращивают растения и ухаживают за ними. Всего в России работает 22 школы, которые следуют философии инклюзивного образования. За время действия проекта 109 детей с ограниченными возможностями были приняты на обучение в обычные школы.

    Одно из главных достижений сотрудничества в сфере помощи детям заключается в том, что те модели работы, которые на протяжении многих лет применялись в Европе, удалось успешно адаптировать к российским условиям. Более того, после окончания действия грантов, выделенных ЕС, эти модели продолжают работать при поддержке российских государственных организаций.

    Об одном из примеров такой работы рассказал представитель санкт-петербургской общественной организации "Врачи детям" Роман Йорик: "Организации "Врачи детям" в этом году исполнилось 10 лет, на протяжении шести из них она сотрудничает с ЕС. За это время совместными усилиями были реализованы 4 проекта, один из которых действует до марта 2013 года. Это проект "Позитивное детство", который направлен на помощь семьям с детьми, которых коснулась проблема ВИЧ-инфекции. Главная задача этого проекта - передать успешный опыт работы с семьями, который был выработан в Санкт-Петербурге, в другие регионы России".

    Социологи уже не раз отмечали, что дети, выросшие в государственных учреждениях, гораздо чаще показывают плохие результаты в школе, не находят работу, попадают в плохие компании и совершают самоубийства, чем те, кто вырос в семьях. Поэтому еще одно направление сотрудничества России и ЕС направлено на поддержку семьи, чтобы дать шанс ребенку расти в условиях любви и заботы родителей.

    "Эвричайлд" - одна из организаций, которая проводит психологические консультации с проблемными семьями. "Наша организация успешно работает, - рассказала директор автономной некоммерческой организации "Партнерство каждому ребенку", которая в свою очередь является правопреемницей филиала благотворительной организации "Эвричайлд" в России, Людмила Сорокина. - Сейчас при поддержке ЕС мы работаем уже над уже пятым проектом".

    "В основе раннего выявления семейного неблагополучия должно лежать хорошо налаженное межведомственное взаимодействие, когда есть четкое понимание, кто и за что отвечает, - пояснила она. - Также должна быть инстанция (в Санкт-Петербурге это Центр помощи семье и детям), куда поступает первичная информация.

    То есть все люди, окружающие ребенка, должны понимать, что если у него есть какие-то следы насилия: побои, синяки, если ребенок неухожен, голоден, они должны сообщить об этом в соответствующую инстанцию".

    Аналогичные проекты действуют в нескольких регионах России: в Новосибирской области, Красноярском крае, Бурятии, Пермском крае, Томске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Свердловской области, Ленинградской области, Карелии.

    В 2010 году стартовал новый проект "Действуем вместе в интересах детей". Он направлен на то, чтобы помочь ребенку, который уже разлучен с родителями и помещен в приют или детский дом, но возможность вернуть его в семью еще сохранилась. Подготовленные специалисты работают с ребенком и с семьей, биологической или замещающей, с позиции права ребенка жить и воспитываться в семье.

    Поделиться