11.12.2011 17:14
    Поделиться

    Правоведы предлагают заново переписать Уголовный кодекс

    Именитые правоведы предлагают переписать заново Уголовный кодекс: мол, нынешний слишком плох, его не спасти никакими правками. Заодно надо изменить программные настройки правоохранителей, чтобы система поощряла честных профессионалов.

    Подобные мысли прозвучали на симпозиуме "Уголовная политика и бизнес", который прошел в Высшей школе экономики. Выяснилась неожиданная вещь - свежие поправки в уголовное законодательство не устраивают даже людей, по чьим многочисленным заявкам, казалось бы,  все сделано.

    Гуманисты, чья тень вроде бы лежит на последних обновлениях в Уголовном кодексе, теперь заявляют, что их не так поняли. А если и поняли, сделали совсем не так.

    "Не очень обрадуют новеллы закона такой, по мнению правоохранителей, "склонный к криминалу" слой населения, как предприниматели", - написали в своей статье, распространенной на симпозиуме, первый заместитель председателя Верховного суда России в отставке Владимир Радченко и доктор юридических наук, профессор Альфред Жалинский. По их словам, такие новации, как принудительные работы или спасение от тюрьмы за экономическое преступление в обмен на 6-кратную расплату только кажутся смягчением. На деле, дескать, это та же самая жесткость только под другим соусом.

    Авторы законопроекта, безусловно, полагают иначе. А сторонники консервативного тренда (условно его можно выразить фразой - "сажать деляг") и вовсе считают, что преступникам в последние годы сделано слишком много поблажек. Мол, скоро при таком подходе за кражи начнем медали выдавать.

    Пайка по цене зарплаты

    "По статистике, один заключенный обходится бюджету более, чем в 176 тысяч рублей в год, - написано в одной из статей, подготовленной участниками симпозиума. - Или примерно 14 500 рублей в месяц. По данным Росстата, зарплату ниже 13 800 рублей в России в апреле 2010 года получали 46,5 процента наемных работников. Получается, на арестанта государство тратится больше, чем на многих тружеников бюджетной сферы".

    Вариант урезать пайку убийцам заведомо непроходной. И - нецивилизованный. Идея сделать зарплаты на воле достойными хороша, но в данном случае относится к другой сфере. Эксперты предлагают лучше разобраться, нет ли у нас лишних людей в тюрьме? Кормить за свой счет арестанта, который не представляет никакой угрозы обществу - по меньшей мере нерационально (раз уж слово "гуманность" для кого-то не аргумент).

    Проблема в том, что, как утверждают некоторые участники симпозиума, "в России целые поколения жили с представлениями о преступном или, по крайней мере, аморальном характере предпринимательства, ведь на протяжении длительного времени предпринимательская деятельность была вне закона и предельно жестко каралась".

    До сих пор многие не видят решительно никакой разницы между "украл" и "заработал" для бизнеса.

    Мусор подвел под статью

    На симпозиуме Владимир Радченко упомянул дело некоего фермера из Ставрополья, который занялся утилизацией мусора, не догадавшись получить на эту деятельность лицензию. Если бы все лежало на земле и гнило, проблем бы не возникло. А попытка организовать что-то приличное и цивилизованное закончилась уголовным делом. Действия фермера попали под статью "Незаконное предпринимательство".

    "Статья 171 УК ("незаконное предпринимательство") устанавливает уголовную ответственность тех, кто занимается предпринимательской деятельностью без регистрации или лицензии, - поясняют правоведы. - Никакого реального ущерба обществу или конкретным гражданам такие действия не наносят, ответственность практически во всех случаях наступает не за ущерб, а за получение дохода. Получил доход без регистрации или лицензии - садись в тюрьму! С точки зрения экономики это абсурд: человека, который работал сам, давал работу другим, содержал себя и свою семью, сажают в тюрьму - и страна вынуждена его содержать".

    По словам Владимира Радченко, в среднем после каждого возбужденного уголовного дела по экономическому составу около 30 человек оказывались без работы. Даже не обязательно, чтобы дело закончились обвинительным приговором: пара-тройка лет тщательного расследования способна погубить чей-нибудь бизнес и без уголовного наказания.

    Наказанием здесь становится само следствие. 80 процентов фигурантов уголовных дел в экономической сфере в момент возбуждения дела имели стаж предпринимательской деятельности свыше 10 лет. Эти люди не травили клиентов поддельной водкой или просроченными котлетами и не продавали наркотики. Они "воры" просто по факту: кто работает на себя, тот и вор.

    Проблема не только в законах, но и в самом отношении к человеку. Росчерком законодательного пера проблему не решить. Как полагают правоведы, нам нужна не только модернизация уголовного законодательства, но и модернизация сознания. Прежде всего - сознания правоохранителей.

    Проект наилучших побуждений

    Одно из предложений - перевести правоохранителей на другие условия работы, создать такие стимулы, чтобы человеку в погонах было выгодно ловить настоящих преступников. Идея не нова. Еще в "Горе от ума" мелькает фраза "Служить бы делу, а не лицам". Но реализовать задумку пока не особо удается.

    "Главным фактором давления на бизнес является внутренняя организация органов, как строится карьера, - сказал один из выступавших на симпозиуме. - Фактически, органы строят свою работу по плановым показателям, карьера сотрудников зависит от того, насколько безопасные для преследования цели они выберут".

    Есть масса историй, когда честные правоохранители лишались погон, а то и свободы из-за того, что пытались призвать к ответу влиятельных коррупционеров, преступников, воров. В этом смысле, конечно, гораздо безопасней вести дело какого-нибудь рядового фермера. Такие преступления в отчетах смотрятся ничуть не хуже, а то и лучше, реальных.

    Изменить систему показателей в правоохранительных органах пытались не раз, однако воз далеко не ушел. Благие намерения не всегда дают сдвиг в лучшую сторону. Возможно, стоит подключить к процессу независимых экспертов?

    Также правоведы предлагают радикально переписать Уголовный кодекс. Причем, заказчиками и разработчиками перемен должны быть экономические ведомства и организации - Минэкономразвития, Минфин, Торгово-промышленная палата и т.д. Борьба с преступностью в сфере экономики слишком важное дело, чтобы доверять ее генералам милиции.

    Предложения участников симпозиума
    • Рассмотреть возможность разработки нового Уголовного кодекса РФ с учетом положительного опыта разработки и всеобщего обсуждения закона "О полиции".
    • Создать Совет по кодификации и совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
    • Ввести запрет расширительного толкования норм УК, за исключением норм, улучшающих положение обвиняемого.
    • Исключение из статей о преступлениях в сфере экономической деятельности ответственности за получение дохода в отсутствие ущерба.
    • Включение в УПК статьи о возбуждении уголовных дел по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности исключительно по заявлениям потерпевшего.
    • Принятие новой редакции статьи о "самолегализации" путем указания на уголовную ответственность за легализацию исключительно средств, полученных от торговли наркотиками, оружием, людьми и эксплуатации проституции.
    • Разработать и внедрить унифицированную статистику по всем уголовным преступлениям, разработать новую систему оценки деятельности правоохранительных органов.
    • Предусмотреть в регламентах, что законопроекты, предполагающие внесение изменений в УК в экономической сфере должны будут обязательно направляться для подготовки официальных отзывов в минэкономразвития, минфин и Центральный банк России.

    P.S.

    В числе участников симпозиума были председатель правления Ассоциации юристов России, заместитель министра экономического развития Игорь Манылов, заместитель председателя Конституционного суда России в отставке, доктор юридических наук, заслуженный юрист России Тамара Морщакова, первый заместитель председателя Верховного суда России Владимир Радченко, научный руководитель Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики Евгений Ясин.

    Поделиться