11.12.2011 23:40
    Поделиться

    Российские бизнесмены будут строить в Алжире жилые дома

    Глобальное "потряхивание" финансовых и сырьевых рынков вынуждает российских инвесторов "сто раз отмерять", особенно, когда речь идет об освоении малознакомых зарубежных рынков. Успех последних переговоров в Москве членов межправительственной российско-алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству - яркое этому доказательство.

    Эксперты уверяют: без правовой и финансовой страховки государственных ведомств от возможных внутренних и внешних инвестрисков "длинных" денег не привлечь. Примечательно, что Алжиру удалось это сделать как в отношении российских, так и крупных европейских и североамериканских игроков, рассказал в интервью "РГ" посол Алжира в РФ Смаил Шерги по итогам выступлений глав комиссии - министра энергетики РФ Сергея Шматко и министра финансов Алжира Карим Джудди.

    Стоит отдать должное стойкости и уверенности сторон в согласовании совместных бизнес-проектов, договоренность о реализации которых прозвучала на фоне недавних малоприятных заявлений западных аналитиков об Алжире как "об одной из самых неблагоприятных стран для организации бизнеса". Так, авторитетный деловой телеканал CNBC "вознес" эту африканскую страну на третье место следом за "лидерами" делового "рая" Венесуэлой и Украиной. И один из основных критериев попадания в бронзовые "призеры" рейтинга - непробиваемость аппарата алжирской бюрократии. Скажем, чтобы иностранному предпринимателю оформить в собственность землю, потребуется как минимум 48 дней бумагооборота. А чтобы подключить свое производство к электросетям, - целых 6 месяцев, говорят эксперты CNBC.

    Как бы то ни было, но для российских коллег алжирские власти готовы на "зеленый коридор" в осуществлении любых долгосрочных и среднесрочных проектов стратегического значения. Главным практическим итогом 5-й межправкомиссии министры объявили запуск проекта по выполнению российской стороной крупного заказа на строительство жилых зданий для рядовых граждан Алжира. При этом министр Карим Джудди пообещал максимально сократить сроки всей правовой и бюрократической "волокиты". Наш африканский партнер находится сегодня на пути радикальных реформ со стратегической задачей привлечь как можно больше инвесторов, прежде всего, в неуглеводородные отрасли экономики. Особенно это касается инфраструктурного и производственного сектора.
    Однако, уверены зарубежные СМИ, Алжир по-прежнему большую долю бюджета будет получать от нефтегазового экспорта. Но только в том случае, если правительству удастся, в том числе и за счет России, реализовать на экспорт запланированный объем энергосырья. Но специалисты уже сегодня ставят под сомнение эти планы: старые месторождения становятся нерентабельными, на новые залежи углеводородов, расположенные на шельфе, без богатого иностранного "хозяина" и смотреть не стоит. Тем не менее, остается в силе стратегия постепенного увеличения показателей ВВП за счет внутреннего производства и частного сектора. Но цели видны пока только на бумаге. На деле же процесс "деуглеродизации" протекает довольно неспешно, хотя весьма стабильно. Общий экономический рост в этом году ожидается 3,9 процента без углеводородной доли, 6 процентов - с ней. Однако  показатель по инфляции за 2010 год с 3,9 процента, в этом году ожидается на уровне в 4,4 - 5 процентов. Несмотря на негативный итог по этому пункту, подчеркнул в интервью "РГ" специальный и полномочный посол Алжира в РФ господин Смаил Шерги, это не повод иностранным инвесторам отметать перспективы долгосрочных и взаимовыгодных сделок.

    Особенно, в до сих пор главенствующей среди бюджетных "кормильцев"  нефтяной отрасли. Как рассказал в беседе с "РГ" глава алжирской межправкомиссии в Москве господин Джудди, правительством не так давно было принято решение о пересмотре налоговых механизмов в отрасли в сторону привлечения на разработку новых месторождений зарубежного капитала и новых технологий добычи. Главное отличие новой налоговой схемы - такса будет взиматься с прибыль, а не с объемов добычи. При этом, уточнил в своем выступлении глава минфина Алжира, хотя государство и оставляет за собой право на владение 51 процентом всех нефтяных проектов, оно при этом юридически обязуется брать на себя все возможные инвестиционные риски перед иностранными инвесторами. И, похоже, что в серьезности намерений  своих африканских коллег российская сторона не усомнилась.

    Министры также отметили, что узы нашего бизнеса крепнут и на фоне общих интересов по формированию прозрачных и стабильных правил игры на мировых газовых рынках. Будучи крупными поставщиками трубопроводного газа, стороны выступают за сохранение долгосрочных контрактов на поставку с привязкой цен к стоимости нефтяной корзины. И за доработку правил новых газовых "новаций" рынка ЕС, где, в ближайшее время Россия и Алжир намерены сохранить свои лидирующие позиции по объемам поставкам.

    Но шансов добиться этого в одиночку в рамках противоречивых условий третьего энергопакета - головной боли всех игроков-экспортеров газового  рынка ЕС - остается немного. При том, что прогнозы сторон совпадают  по вопросу роста потребления газа в Европе в ближайшие годы. Поэтому Россия и Алжир готовы продолжить осуществлять постоянный обмен информацией о состоянии и тенденциях на газовом рынке Евросоюза и готовить совместные "контрвыпады" в рамках членства во ВСЭГ и межправкомиссии.  

    Справка "РГ"

    По последним данным департамента внешнеэкономического сотрудничества Торгово-промышленной палаты РФ, за последние годы наиболее значимым мероприятием по линии сотрудничества деловых кругов стали Российско-Алжирский бизнес-форум и первая выставка российских товаров и услуг (6-8 октября 2010 г.), приуроченные к официальному визиту Президента РФ Дмитрия Медведева в Алжир.

    Сдерживающим фактором для расширения деятельности российских компаний являются изменения в инвестиционном законодательстве Алжира, предусматривающие, в частности, обязательное участие алжирских юридических и физических лиц в капитале вновь регистрируемых на территории страны компаний. Другими негативными факторами являются сложность финансового законодательства и ограничения на движение капитала,  высокий уровень коррупции, бюрократические сложности при ведении бизнеса в стране и при выдаче разрешений на работу иностранным специалистам.

    Поделиться