05.12.2011 23:47
    Поделиться

    "Урал промышленный - Урал полярный" стал самым дорогим проектом России

    Создание и модернизация объектов производства и инфраструктуры в масштабах регионов требуют значительных финансовых вложений. Наиболее капиталоемкими являются проекты освоения сырьевой базы и строительства производственных мощностей в труднодоступных, неосвоенных районах Сибири, Урала и Дальнего Востока. Помимо разведки месторождений, добычи и переработки сырья необходимо создавать транспортную и энергетическую инфраструктуру, строить жилье для сотрудников и объекты социальной сферы, а это дополнительные затраты. В этой ситуации ГЧП становится основой для привлечения частного капитала и компетенций для решения комплексных задач и создания масштабных объектов.

    Так называемые мегапроекты, стоимость каждого из которых исчисляется сотнями миллиардов рублей, как правило, состоят из нескольких отраслевых блоков, тесно связанных между собой. Нередки случаи, когда разделение ответственности публичного и частного партнеров происходит по видовому принципу по отношению к инфраструктуре. Например, частный инвестор осваивает полиметаллическое месторождение, строит горно-обогатительный комбинат, а государство обеспечивает производство подъездными путями и электроэнергией, инвестируя средства в строительство железных и автомобильных дорог, электростанций и электрических сетей.

    Один из наиболее масштабных инвестпроектов, реализуемых с использованием ГЧП, - "Урал Промышленный - Урал Полярный". Его стоимость приближается к 850 млрд рублей, что делает его самым дорогостоящим из реализуемых проектов в России. Он состоит из трех основных блоков: транспортного, энергетического и блока геологии и горнорудных производств.

    В рамках проекта запланировано строительство девяти электростанций, шесть из которых будут расположены в ЯНАО. В транспортный блок входит строительство железной дороги Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево стоимостью 134,2 млрд рублей. Учитывая, что минфин отказался инвестировать средства в строительство железной дороги, было решено привлечь к реализации проекта средства чешских банков. Размер кредита может составить 1,5 млрд евро.

    В первых числах ноября было объявлено о запуске нефтепровода "Пурпе - Самотлор", который также входит в комплексный проект. Магистраль соединит грузопотоки нефти с месторождений севера Красноярского края и ЯНАО с нефтеперерабатывающими заводами России и мировым рынком. Стоимость проекта составила 38 млрд рублей. Сейчас ведется разработка технической документации на строительство нового сегмента нефтепровода "Заполярье - Пурпе" стоимостью 112 млрд рублей, который должен быть проложен до 2016 года. Этот участок позволит присоединить к магистральной нефтепроводной системе северные месторождения Ямала.

    Проект "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", начатый в 2006 году в Красноярском крае, должен вывести территории юго-востока Красноярского края из числа дотационных. Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры повысит привлекательность региона для инвесторов, укрепит его промышленный потенциал, даст импульс освоению природно-ресурсной базы Нижнего Приангарья. В транспортный блок проекта входит строительство железнодорожной линии Карабула - Ярки в Богучанском районе Красноярского края, строительство автомобильной дороги Канск - Абан - Богучаны - Кодинск с мостом через Ангару, который был открыт в сентябре сего года. Энергетический блок будет включать Богучанскую ГЭС. В апреле 2012 года будут запущены первые энергетические установки, а ввод на полную мощность запланирован на 2013 год. В рамках проекта построят алюминиевый завод и два целлюлозно-бумажных комбината. Завершение всех работ по проекту намечено на 2015 год, к этому моменту стоимость проекта составит 273 млрд рублей, из которых 41 млрд руб. - средства Инвестфонда РФ, а 232 млрд руб. - частных инвесторов.

    "Комплексное развитие Южной Якутии" еще один масштабный проект развития региона, реализуемый на принципах ГЧП. Как следует из "Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года", здесь планируется создание мультиотраслевого промышленного района. Во главу угла ставится не добыча, а переработка полезных ископаемых. В рамках проекта построят следующие объекты инфраструктуры: Канкунскую ГЭС и электросетевую инфраструктуру, включающую линии электропередачи и подстанции; автомобильные дороги Томмот - Эльконский ГМК и Малый Нимныр - Канкунская ГЭС; железные дороги Томмот - Эльконский ГМК, Косаревский - Селигдарский ГХК, Таежная - Таежный ГОК, Чульбасс - Инаглинский угольный комплекс и Икабьекан - Тарыннахский ГОК. Основные производственные мощности образуют Эльконский горно-металлургический комбинат; Южно-Якутское горно-металлургическое объединение; Селигдарский горно-химический комплекс; Инаглинский угольный комплекс; Якутский центр газодобычи.

    Проект планируется завершить к 2020 году, на него выделят более 420 млрд руб., из них около 25% предоставит бюджет, в том числе из Инвестфонда, а 75% - частные инвесторы.

    Разумеется, это далеко не полный перечень комплексных проектов, реализуемых с применением инструментов ГЧП, а наиболее крупные из них. Комплексные ГЧП-проекты реализуются в разных федеральных округах и охватывают разные сегменты экономики. Объединяют их совместные усилия государства и частного бизнеса, что является залогом социально-экономического развития регионов и федеральных округов, повышения инвестиционной привлекательности, развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры страны.

    Поделиться