05.12.2011 23:33
    Поделиться

    К 2020 году Казахстан планирует вместе с РФ заняться добычей газа

    Сотрудничество России и Казахстана, в том числе в рамках Таможенного союза, наиболее динамично развивается на постсоветском пространстве. Это связано не только с тем, что российско-казахстанская граница, почти в 7 тысяч километров, самая протяженная в бывшем СССР. Но также с тем, что сохранилось большинство прежних межотраслевых связей между РФ и Казахстаном, а новые связи развиваются в рыночных условиях. И, опять-таки, - на основе межотраслевой кооперации и государственно-частного партнерства.

    Напомним, что Россия с 1960-х годов использует центральноказахстанский космодром Байконур. Причем российская сторона, как заявил в начале октября руководитель "Роскосмоса" Владимир Поповкин, уже в ноябре возобновит экспериментальные пуски баллистических ракет с Байконура. Если в более широком контексте, В. Поповкин отметил, что "аренда космодрома Байконур будет до 2050 года. Проблем с арендой сегодня не знаем. С казахстанским космическим агентством установились работоспособные отношения, и все проблемы с руководством "Казкосмоса" успешно решаются".

    Благодаря поддержке со стороны России и российского бизнеса Казахстан заявил о себе на международном энергетическом рынке не только как один из центров добычи углеводородного сырья, но и как полноправный энергетический партнер. Так, экспорт с Экибастузской ГРЭС-2 электроэнергии в Россию, в основном в Уральский регион, составил в 2010 году около 3,5 млрд кВт/ч. Планируется, что ежегодные поставки экибастузского электричества, постепенно увеличиваясь, достигнут, как это предусмотрено контрактом с российской стороной, 6 млрд кВт/ч. Кроме того, экибастузский уголь традиционно поставляется на металлургические предприятия Урала.

    Между тем примерно 65% экибастузского угля добывается компанией "Богатырь Комир" - совместным предприятием казахстанского АО "Самрук-Энерго" и российской компании "РУСАЛ". Это самое крупное месторождение по добыче угля не только в Павлодарской области (северо-восток Казахстана), но и во всем Казахстане. Балансовые запасы сырья только на "Богатыре" достигают 3 млрд тонн.

    Объем поставок угля потребителям Казахстана и России в 2011 году планируется довести, в целом, до 40 млн тонн. А потребители "богатырского" угля - это 9 электростанций Казахстана и 6 электростанций России. На "Богатырь Комир" ежегодно только на приобретение нового горного оборудования направляется от 6 до 7 млрд тенге. Завершается подготовка к переходу на новую автомобильно-конвейерную технологию. Она позволит увеличить производственную мощность компании на 8 млн тонн в год. Такой объем энергетического сырья будет востребован на рынке РФ и Казахстана, по экспертным оценкам, в 2016-2017 годах.

    Что касается других сфер сотрудничества в энергетике, к 2020 году Казахстан планирует резко увеличить добычу газа и приглашает Россию принять участие в ее проектах. Речь идет о добыче порядка 40 млрд кубометров газа в год на новых месторождениях - Имашевском (доказанные запасы - 128,7 млрд кубометров газа и 20 млн тонн газового конденсата) и Центральном на шельфе Каспийского моря (прогнозные запасы - 2 трлн кубометров). На обоих месторождениях добыча будет организована по схемам раздела продукции. К тому же с 2003 года госкомпания "Казмунайгаз" поставляет 8 млрд кубометров газа и 3,5 млн тонн газового конденсата в год на Оренбургский газоперерабатывающий завод.

    Расширяются связи и в атомной энергетике. Кстати, заметим, что более 70% всего советского урана добывалось на территории Казахстана. Казахстанская урановая руда по-прежнему поставляется в РФ. Ещt в марте 2004 года между Россией и Казахстаном в Алматы был подписан протокол о сотрудничестве в атомно-энергетической отрасли. "В сфере атомной энергетики Россия и Казахстан являются естественными партнерами", - недавно отметил премьер-министр РФ Владимир Путин.

    Отметим также, что именно РФ и Казахстан на официальном уровне предлагают создать Энергетический клуб стран-членов ШОС. По мнению обеих сторон, такой клуб должен состоять из экспортеров, транзитеров и потребителей энергоресурсов. Основными же экспортерами в регионе ШОС как раз и являются Россия и Казахстан, они же являются и транзитерами. Так что роль Москвы и Астаны в этом энергетическом форуме будет едва ли не определяющей. Что отмечено в материалах Азиатской энергетической стратегии, недавно разработанной Международным институтом современной политики при президенте Республики Казахстан.

    Небезынтересно и то, что Россия в рамках военно-технического сотрудничества с Казахстаном впервые поставила этой стране в конце октября боевые машины поддержки танков (БМПТ). Как заявил замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, "мы поставили в эту страну партию бронетехники, в том числе 12 машин БТР-82, 3 единицы тяжелых огнеметов "Буратино". И вообще впервые поставили за рубеж три боевые машины поддержки танков "Терминатор". Вся поставленная Казахстану тяжелая бронетехника уже участвовала в параде, посвященном 20-летию принятия Конституции Казахстана в августе этого года". По данным К. Бирюлина, РФ и Казахстан ведут активные переговоры по продолжению закупок российской бронетехники и других видов вооружения.

    Что касается других направлений взаимодействия, отметим, в частности, что Национальная компания "Казакстан темЄр жолы-КТЖ" (Казахстанские железные дороги) планирует совместно с "Русагротрансом" создать совместное предприятие "Астыктранс" по производству современных вагонов-зерновозов. Об этом на совещании правительства Казахстана в середине октября сообщил министр транспорта и коммуникаций Берик Камалиев.

    По его словам, Казахстан, как и Россия, - крупнейшие производители зерна, а "для полного обеспечения перевозок казахстанского урожая зерновых ставится планка перевозок в 1 млн тонн в месяц.

    Необходимо порядка 10,5 тысячи зерновозов. А ныне имеющийся парк зерновозов у "КТЖ" - 5200", - отметил казахстанский министр.

    Плюс к тому на cостоявшейся в начале октября сессии сената Казахстана предложено восстановить регулярные железнодорожные перевозки пассажиров по российско-казахстанскому прикаспийскому маршруту - Астрахань-Атырау (360 км). И возобновить стоянки пассажирских и грузовых поездов на казахстанских станциях Жаныбек и Сайхин, расположенных на российской магистрали Саратов-Астрахань - для лучшего обеспечения межрегиональных связей РФ и Казахстана. А также для стимулирования торговли и инвестиционного обмена между Поволжьем и Западным Казахстаном. По этим вопросам до конца 2011 года намечены переговоры с РЖД и региональными администрациями РФ.

    Поделиться