30.11.2011 23:05
    Поделиться

    Никита Высоцкий рассказал об отце, фильме и исполнителе главной роли

    Фильм про Высоцкого снят по сценарию его сына

    На экраны российских кинотеатров 1 декабря выйдет фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", сценарий к которому написал сын Владимира Семеновича Никита Высоцкий.

    Путь от истории, рассказанной 16-летнему сыну Высоцкого, до полноценного сценария ленты занял более 25 лет, на производство картины ушло еще 5.

    "Черный человек"

    Российская газета: Никита Владимирович, почему вы выбрали из богатой на события жизни вашего отца именно эпизод, случившийся в Узбекистане летом 1979 года?

    Никита Высоцкий: До того, как мы начали писать сценарий, уже существовало десятка полтора работ, и откровенно слабых, и таких интересных, как, например, сценарий Эдуарда Володарского, друга отца. Но все они были байопиками, в которых авторы стремились охватить все проявления творчества Высоцкого - писательство, театр, кино.

    В той истории, которую мы взяли за основу (ее мне рассказал Всеволод Абдулов после смерти отца), пересекаются несколько векторов его жизни. Признаюсь, эта история особенно важна для меня самого - благодаря ей, я смог многое понять про своего отца. Ведь мне было лишь 16, когда его не стало. Но эта история и очень "киношная". В ней есть и его трагедия, и болезнь, и невероятные страдания, и творчество, и любовь.

    РГ: Некий концентрат?

    Высоцкий: Именно. В моей голове было довольно много сюжетов, которые я переживал внутри себя годами. Но именно этот сразу всплыл, когда Константин Эрнст предложил мне написать сценарий художественного фильма об отце.

    РГ: Сценарий изначально назывался "Черный человек", отсылая и к Моцарту, и к Есенину - рано ушедшим гениям. Почему изменили название?

    Высоцкий: Это произошло еще в процессе написания. За 5 лет, что мы над ним работали, вектор сценария сильно поменялся, и то название, которое имеем сегодня, - правильное. Фильм получился именно об этом - "спасибо, что живой".

    РГ: Вы задумывались, как Высоцкий, останься он с нами, вписался бы в сегодняшний день?

    Высоцкий: Об этом хорошо сказал Станислав Сергеевич Говорухин: "Высоцкий занимал бы то же место, какое занимал в 70-е годы". Он по-прежнему был бы одинок и по-прежнему стремился к правде. Сегодня она может быть иная, нежели 30-40 лет назад, но она все равно остается правдой. Человек, стремящийся к правде, во все времена оказывается в стороне от того, политического, мейнстрима.

    Мученик или бунтарь?

    РГ: За что его любили - за то, что он едва ли не мученик, или за то, что бунтарь?

    Высоцкий: Бог его знает. Есть много мучеников и есть много бунтарей, которых не любят. И наоборот. Здесь невозможно вывести некий закон. Вот для примера - Есенин, которого народ выбрал и любит до сих пор. Почему? Потому что Есенин лучший поэт, чем, допустим, Блок? Или Пастернак? Или потому что они интеллигенты, а он свой, такой же простой? Но ведь были поэты и из "простых", допустим Михаил Кольцов. Но почему-то такая субстанция, как народное поле, народная душа, выбрала именно Есенина. А почему так - объяснить невозможно.

    Отцу повезло жить в замечательную пору, вокруг него было много необыкновенно одаренных людей. Не думаю, что он был лучше их, но что-то в нем было, что отличало его от всех. Думаю, решающим моментом стало то, что он был воином. Принимал жизнь как вызов. И побеждал. А народ любит героев, готовых к самопожертвованию.

    РГ: Именно потому вы придумали проект "Своя колея", где чествуют героев сегодняшнего дня?

    Высоцкий: Да, мы рассказываем о тех, кем может гордиться страна. Возможно, они не очень вписываются в современную идеологию, но они, слава богу, есть.

    Например, в глубине Сибири, куда ни на чем не доедешь, начальник расформированного аэродрома 13 лет в одиночку поддерживал взлетную полосу в порядке - делал все возможное, чтобы не растащили бетонные плиты, чтобы вокруг полосы вырубали деревья. А ведь мог давно махнуть рукой - кому это нужно? Ни почестей, ни денег. Но благодаря этому тихому, незаметному героизму в августе 2010 года на эту полосу смог сесть терпящий бедствие самолет. Спаслись почти сто человек. Или другой пример: инженер Саяно-Шушенской ГЭС, который со своими коллегами всего за полчаса сумел спасти то, что еще не успела разрушить вода.

    РГ: Но эти "тихие" герои - люди, которые просто не поступаются своими принципами и выполняют свою работу. И это при всех сетованиях отечественных кинематографистов: "Кто же может стать героем нашего времени?!"

    Высоцкий: У нас сейчас не получается вырастить в пробирке героя, того, в кого сами не верим.

    РГ: Подождите, почему "не верим" - вот же они, реальные люди.

    Высоцкий: Не знаю, мне трудно объяснить - наверное, нам всем надо "разуть глаза", себя спросить: почему мы сами не верим в таких людей и свое неверие передаем на экране? Может, потому что мы все верим в Высоцкого, нам  удалось его показать героем, человеком, который действует вопреки. При этом в этой истории он и победитель, герой народного мифа, и человек, который в какие-то моменты был слаб, подвержен влиянию, ошибался. Мы, снимая эту картину, были честны, углы не спиливали, сладкую таблетку не делали.

    Фамилия обязывает

    РГ: Вас не удивило, что даже идею фильма некоторые приняли в штыки. Как заметил Владимир Конкин: рано канонизировать.

    Высоцкий: Меня немного удивляет реакция людей, и отцовских друзей, и людей, близких мне, которые ругают фильм, его еще не видя. Допустим, Дмитрий Певцов - я продолжаю считать его своим товарищем и очень уважительно к нему отношусь, - но и он, не глядя, отнесся к картине отрицательно. Так же, как и Конкин. Мне кажется, все-таки стоит вначале посмотреть кино, а уже потом судить. Другое дело, я убежден, что у картины будут противники. Я даже в шутку говорю, что включил в контракт год эмиграции в Новую Зеландию. Но самое интересное, что острую реакцию фильм вызывает не только у друзей отца, людей той эпохи. Мы тестировали фильм на молодых во время фокус-групп и столкнулись с болезненной реакцией.

    РГ: Они-то почему остро реагируют?

    Высоцкий: Ну как же, у них тоже определенная позиция. Большинству кино понравилось, они оценили нашу искренность.

    Но некоторые признались, что им было бы легче смотреть фильм, если бы героя звали не Владимиром Высоцким, а каким-нибудь Иваном Сарделькиным. Почему-то фамилия "Высоцкий" вызывает дополнительные эмоции, которые кто-то не хотел бы испытывать. Так что невозможно предугадать, чем картина наша отзовется.

    РГ: С другой стороны, хорошо, что фильм будоражит еще до выхода в прокат, давно уже хочется провокационного кино.

    Высоцкий: Это на ваш взгляд хорошо. Любой человек работает прежде всего в расчете на то, чтобы его работа понравилась другим. И нам искренне хочется, чтобы наше кино понравилось.

    Быть Высоцким

    РГ: Никита, а почему возникла вся эта чехарда вокруг актера, сыгравшего Высоцкого? Сколько гадали насчет претендентов, а в результате имя актера даже не будет указано в титрах?

    Высоцкий: Мы ничего не планировали. Пробовали разных актеров - очень известных, очень хороших - на роль Высоцкого. Но каждый раз возникал некий дискомфорт. Потому что Высоцкий в сознании огромного количества людей - это определенный голос, определенный облик, в том числе пластика, что очень немаловажно.

    Ленина играли от Каюрова до Калягина и Смоктуновского - абсолютно разные даже по типажу актеры, но достаточно им было наклеить лысину, бороду, начать картавить, пальцы рук в проймы жилета - и пожалуйста, вождь пролетариата. Мы знаем Ленина по отретушированным фотографиям, малому количеству хроники очень низкого качества да кудрявым мальчиком на октябрятском значке.

    Высоцкий же до сих пор крупным планом на экране. Потому приняли решение - максимально точно передать его облик, воспользовавшись современными кинотехнологиями. А чтобы не было игры "найдите 10 отличий", опустили имя актера, безусловно, с ним договорившись.

    РГ: Для актера это определенный поступок - согласиться на анонимность.

    Высоцкий: Вы правы. Была проделана огромная актерская работа, надо было не просто играть, а быть Высоцким - страдать, любить, петь, смеяться. Отдать всего себя. А в результате - признаюсь, мне очень обидно, - зрители не смогут даже пожать ему руку, поблагодарить за труд. Но он понимал, что за каждым актером тянется некий шлейф из прежних ролей, его интервью и т.д., которые мешают восприятию.

    Нам хотелось, чтобы зритель остался на время фильма с Высоцким один на один.

    сюжет

    О чем фильм?

    В фильме показаны 5 гастрольных дней, которые Владимир Высоцкий прожил за год до смерти.

    В основе сюжета - реальные события. В конце 70-х Высоцкий - один из самых знаменитых людей в СССР, кумир миллионов. Но его силы на исходе. Он измотан, больше не ощущает свой дар, не может писать стихи. За год до своего ухода, день в день, 25 июля 1979 года, Высоцкий переживает клиническую смерть. Это случилось на гастролях в Бухаре.

    Артиста в Узбекистане боготворили. Было запланировано несколько концертов в разных городах, где его ждали десятки тысяч зрителей. Но долгие изматывающие переезды и жара сказались на его здоровье.

    В сюжет примешивается и деятельность КГБ по расследованию неучтенных концертов. Администратор Узбекского ДК сдает сотруднику КГБ Высоцкого как неблагонадежного. Кроме того, артист ездил на собственном "Мерседесе" в то время, когда для многих советских людей пределом мечтаний был горбатый "Запорожец". Все это сильно раздражало некоторых граждан "там, наверху" и делало Высоцкого объектом их пристального внимания.

    Любовная линия картины - отношения Высоцкого со своей последней возлюбленной Татьяной Ивлиевой, которую сыграла Оксана Акиньшина. Однако авторы картины утверждают, что в образе Ивлиевой собраны черты всех известных женщин поэта, в том числе и Марины Влади.

    Режиссер Петр Буслов: "В этом фильме есть все - и криминал, и юмор, и драма. Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать, будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы. Мы воссоздали его с любовью к характерам и к людям".

    Поделиться