25.11.2011 11:48
    Поделиться

    В Смоленске открылась выставка изобретателя матрешки Сергея Малютина

    В Смоленске случилась двойная премьера. Во-первых, публику впервые пригласили в выставочный зал на втором этаже открывшейся в этом году художественной галереи. Во-вторых, право первой в этих стенах персональной выставки было предоставлено Сергею Малютину (1859-1937), одному из известнейших художников Серебряного века, прекрасному иллюстратору и портретисту, творцу русского модерна, изобретателю матрешки.

    Регалии художника можно перечислять долго, но в Смоленской области его память чтут уже потому, что он был одним из соратников княгини Марии Тенишевой, обустраивал вместе с ней Талашкино. Именно по его проектам там были построены знаменитые "Теремок" и храм Духа, и до конца жизни Смоленщина оставалась для Малютина родной и волнующей. Смоленский государственный музей-заповедник располагает огромной коллекцией его работ - больше тысячи единиц хранения, и в регионе просто нет выставочных помещений, способных вместить в себя все это богатство. Знакомить публику с наследием Малютина решили по частям, и нужно было видеть, как поразило первых посетителей выставки новость о том, что смоленский "Теремок" и всемирно известная русская матрешка - родственники.

    - На Всемирной выставке в Нижнем Новгороде, где показали свое творчество многие русские и иностранные художники, Малютин увидел необычную японскую игрушку, - рассказала сотрудник музея-заповедника Светлана Михайлова. - Использовав эту идею, он создал разъемную куклу - круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках, в которую вкладывались другие куклы. Помогал ему в создании матрешки сергиево-посадский столяр Василий Звездочкин, и сделана она была, в общем-то, мимоходом - никто тогда и предположить не мог, что матрешка так прославится и однажды начнет восприниматься во всем мире как один их символов России.

    Сергей Малютин родился в Москве, но рано лишился родителей, и в три года оказался в Воронеже у дальних родственников, купцов. По мере взросления те начали пристраивать его к семейному бизнесу, но однажды в городе открылась выставка передвижников, и, увидев ее, Сергей Малютин понял, чем ему хочется заниматься. Он вернулся в Москву, и с тех пор до конца жизни занимался только искусством.

    - Его привлекала историческая тематика - Куликовская битва, монголо-татарское нашествие, - рассказала Светлана Михайлова. - Он сделал огромное количество этнографических этюдов, ходил по музеям, изучал предметы быта, одежду, амуницию тех времен. На нашей выставке мы знакомим посетителей с этим рабочим материалом, позволяющим оценить, насколько тщательно готовился художник к написанию своих работ. В постоянной экспозиции художественной галереи есть немало завершенных работ Сергея Малютина, а эта выставка фактически посвящена процессу его творчества, и дает возможность увидеть то, что обычно остается за скобками.

    Работы Сергея Малютина - будь то иллюстрации к произведениям Пушкина, декорации к операм Глинки, проекты дома Перцова в Москве или талашкинского "Теремка" - выполнены в стиле русских сказок (или, что вполне возможно, образ русской сказки в нашем представлении сложился благодаря этому художнику). Он активно внедрял русский стиль в повседневный обиход, разрабатывая дизайн мебели, различных предметов быта, кухонной утвари, посуды, украшенных петухами, медведями и подсолнухами. В общем, творчество Сергея Малютина как нельзя более полно отвечает понятию "национальное достояние", и, наверно, нет ничего удивительно в том, что у художника сложились столь теплые отношения со Смоленской областью.

    Поделиться