23.11.2011 23:55
    Поделиться

    Михаил Дмитриев: Рисками пенсионной системы надо эффективно управлять

    Рисками в пенсионной системе надо эффективно управлять

    Одна из актуальных проблем сейчас - что делать с пенсионными накоплениями? Предлагается сразу несколько законодательных инициатив в вопросах регулирования пенсионного рынка. Прокомментировать их мы попросили президента центра стратегических разработок Михаила Дмитриева.

    Михаил Эгонович, сейчас больше всего дискуссий вызывает накопительный компонент пенсионных денег. В чем вы видите главные разногласия?

    Основные разногласия возникают по поводу поправок ко второму чтению закона о финансировании и выплате накопительной части трудовой пенсии. Главные возражения минздрава связаны с нецелесообразностью назначения пенсии на определенный срок.

    Согласно опросам большинство граждан предпочитают накопительную форму пенсии. Ведь это позволяет наследовать неиспользованный остаток средств после смерти пенсионера, а также увеличить размеры пенсии в первые 10 лет ее получения, когда, согласно исследованиям, у пенсионеров наибольшие потребности в расходах.

    Недавний опрос Фонда общественного мнения показал, что люди предпенсионного возраста думают не только о том, чтобы пенсии хватило на питание и коммунальные услуги, они хотят тратить деньги на развлечения. К тому же для них важно и хорошее медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, которое стоит недешево. Пока установка минздрава - избавиться от обязательных накопительных пенсий.

    Последняя инициатива минздрава по пересмотру пенсионной формулы подтверждает это, поскольку в пенсионную формулу введены параметры, которые позволяют уменьшать ее относительно зарплаты по мере сокращения ресурсов пенсионной системы. Таким образом, фактически минздрав признает, что в будущем он делает ставку на уменьшение соотношения пенсии и заработной платы следующего поколения пенсионеров, в случае если будет ликвидирована накопительная составляющая. Если же накопительная составляющая не будет ликвидирована, то, по нашим оценкам, размеры вновь назначаемых пенсий могут быть близки к 40% от заработной платы.

    Какие еще обсуждаются законопроекты в области пенсионных накоплений?

    Недавно состоялось заседание рабочей группы по пенсиям, которая приняла решение о вынесении на Совет по Международному финансовому центру при президенте целого пакета законодательных и иных инициатив, которые нацелены на повышение качества регулирования и улучшение управления рисками в накопительной составляющей пенсионной системы. Это долгосрочная стратегия, которая включает в себя принятие закона о гарантиях сохранности пенсионных накоплений. Предусматривается консолидация полномочий по надзору и регулированию в рамках минфина и ФСФР. Кроме того, сформулирована целая программа изменения законодательства и реальных практик регулирования, а также корпоративного управления в надзорных органах, пенсионных фондах, управляющих компаниях, которая позволит сблизить нормы регулирования и управления рисками в пенсионной системе с лучшими международными практиками.

    Как предлагается компенсировать потери?

    Предполагается действовать по аналогии с системой страхования вкладов, которая себя очень хорошо зарекомендовала и позволила защитить вкладчиков от потери депозитов. Речь идет о том, чтобы создать трехуровневую систему гарантирования, на первом уровне которой формируются резервы у самих негосударственных пенсионных фондов. Сегодня закон не позволяет НПФ такие резервы формировать для обязательных пенсионных накоплений. Предполагается, что будет создан коллективный резерв под управлением Агентства по страхованию вкладов (АСВ) на случай, если собственных резервов НПФ не хватит для покрытия потерь по накоплениям тем, кто выходит на пенсию. Если же денег не будет хватать и у АСВ, то вступают в силу гарантии федерального бюджета, как это и происходит с самой системой страхования банковских вкладов.

    Будет ли как-то ужесточаться регулирование деятельности НПФ, учитывая риски управления пенсионными активами?

    Система регулирования должна быть кардинально усовершенствована, потому что сегодня она ориентирована на контроль за соблюдением формальных ограничений по инвестированию. Например, в условиях финансово-экономического кризиса из-за этой системы в результате пострадали интересы застрахованных лиц. Так, пенсионные фонды принуждали в самые неблагоприятные моменты, с целью соблюдения пропорций в их инвестиционных портфелях, продавать акции, которые через год после этого резко прибавили в цене, а также покупать облигации, которые не только в цене прибавили незначительно, но и некоторые эмитенты объявили дефолты. Сегодняшняя система регулирования не учитывает основополагающие принципы риск-ориентированного управления пенсионными активами. В связи с этим предполагается очень много изменений.

    В частности, предусматриваются изменения самой системы управления и принятия финансовых решений в пенсионных фондах и управляющих компаниях, усиление ответственности и мотивации лиц, которые принимают решения. Развитие компетенции органов финансового регулирования, которые должны научиться гораздо глубже понимать природу рисков, принимаемых ПФ и УК.

    Необходимы гораздо более жесткие требования к прозрачности работы и подотчетности как регулятора надзорного органа, так и самих пенсионных фондов и управляющих компаний. Кроме того, необходимо существенно усилить роль актуарной оценки в деятельности пенсионных фондов. Эта сфера деятельности в России по-прежнему недостаточно развита. Таким образом, возникает сложнейший комплекс задач, которые предполагается реализовать последовательно на протяжении нескольких лет. Мы предлагаем трехэтапную стратегию, уже есть понимание того, какие нормативные акты следует принимать.

    Что представляет собойиз себя концепция стандарта разумного лица?

    Принцип разумного лица предполагает частичный отказ от механического контроля за соответствием количественным ограничениям на структуру пенсионного портфеля в пользу более гибкого управления, основанного на контроле за рисками и более широкой самостоятельности участников рынка в сочетании с усилением ответственности за качество принимаемых решений. Этого компонента очень сильно не хватает в нашей системе управления пенсионными накоплениями.

    Система регулирования других отраслей финансового сектора в России уже давно движется в направлении . Например, в банковской сфере эти принципы внедряются гораздо более активно, чем в сфере пенсионного регулирования, и уже дали неплохие результаты. Банки смогли избежать массовых потерь средств вкладчиков и в большинстве случаев своевременно проходят санацию. Система компенсации потерь действует неплохо.

    Насколько население сегодня может доверять негосударственным пенсионным фондам?

    Для этого и создается система гарантий, а также совершенствуется управление рисками. Пенсионные накопления - это прежде всего приумножение, а не просто деньги, лежащие под подушкой, поскольку так они будут обесцениваться. Они должны быть инвестированы, работать на экономический рост и за счет этого прирастать. Любая такая инвестиция влечет за собой риски. Главная задача - добиться минимизации этих рисков, а также создать систему гарантирования сохранности, которая позволяет избежать слишком тяжелых потерь.

    Мы проводили специальные исследования, чтобы понять, что является главным критерием для людей при выборе НПФ. Выяснилось, что самое важное, кто выступает учредителем фонда. Например, доверие к Пенсионному фонду России как к потенциальному учредителю негосударственного пенсионного фонда - менее 15%. А вот доверие к Сбербанку как к учредителю негосударственного пенсионного фонда - 54%.

    Досье

    Дмитриев Михиал Эгонович родился 24 февраля 1961 года.

    В 1983 году окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. Вознесенского (сейчас - Санкт-Петербургский университет экономики и финансов) по специальности "Экономическая кибернетика".

    В 1989 году получил степень кандидата экономических наук в Ленинградском финансово-экономическом институте им. Вознесенского.

    А в 1997 году защитил докторскую диссертацию в Центральном экономико-математическом институте Российской академии наук.

    С 1983 по 1990 г. - научный сотрудник Ленинградского финансово-экономического института.

    1991-1993 гг. - народный депутат Российской Федерации, председатель подкомитета, заместитель председателя Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политики и сотрудничеству.

    Затем, с 1993 по 1994 г. - член Комиссии законодательных предположений при президенте РФ.

    В 1994-1995 гг. работал заместителем директора Института экономического анализа.

    В 1996-1997 гг. - возглавлял экономическую программу Московского центра Карнеги.

    С 1997 по 1998 г. - первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации.

    2000 - май 2004 гг. - первый заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

    Затем, с июня 2004 г. - научный руководитель, с октября 2005 г. - президент фонда "Центр стратегических разработок".

    ДОСЛОВНО

    Владимир Путин, председатель правительства РФ:

    - Формирование надежной пенсионной системы является одним из наших безусловных приоритетов.

    мнение

    Вадим Сосков, генеральный директор УК "КапиталЪ":

    - Сегодня самая актуальная проблема - отсутствие закона "О выплатах накопительной части пенсии", который до сих пор не принят. С 2012 года в систему вольются женщины 1957 года рождения, которые, согласно пенсионной реформе, являются участниками новой системы. Осталось два месяца, но выплатной закон прошел лишь первое чтение летом в Госдуме и сейчас проходит согласование в органах власти. Порядка ее выплат до сих пор нет.

    На мой взгляд, с отсутствием "выплатного" закона напрямую связана и пробуксовка реализации закона "О софинансировании пенсий". Еще три года назад государство продекларировало замечательную идею - каждый гражданин может дополнительно вносить от 2 до 12 тысяч рублей в год, а государство будет довносить аналогичную сумму на его индивидуальный накопительный счет (в народе эта программа получила название "Тысяча на тысячу"). Реализация этой программы заканчивается через два года. Но большинство россиян пока не спешат в ней участвовать. Трезвый расчет и осторожность заставляют медлить. Мол, деньги ты вносишь сегодня, а получать их будешь с момента начисления пенсии. В "выплатном" законе предусмотрено право "срочности" получения накопительной части пенсии - не в течение всего срока дожития, а, допустим в течение 10 лет.

    Это увеличивает привлекательность накоплений с помощью системы государственного софинансирования. Уменьшается страх "неиспользования" внесенных человеком средств, появляется право наследования накопительной части пенсии и после ее начисления. Но вот парадокс - именно "срочность накопительной пенсии", ее наследование стали камнем преткновения для некоторых чиновников.

    Другие проблемы касаются отношений пенсионных фондов и вкладчиков, отношений НПФ и управляющих компаний. Радикальные меры, которые бы дали возможность приблизить систему к мировым стандартам, не были приняты.

    Актуальна на сегодняшний день и проблема учета пенсионных обязательств по рыночной стоимости, уход от лобового годового балансового обоснования длинных денег. В 2011 году в очередной раз доходности на рынке невысокие. НПФ получают собственное содержание исключительно от дохода. Несмотря на огромные накопления, которые идут на рынок, система, по сути, не развивается.

    У профсообщества есть многочисленные законодательные инициативы. Есть перечень актов, который касается системы учета пенсионных обязательств, системы взимания вознаграждений УК НПФ не только от доходов, но и, как это происходит во всем мире, от стоимости чистых активов на входе пенсионных средств.

    Система пока остается незавершенной, неготовой. Есть надежда, что в новой конфигурации регулятора и идеолога пенсионной реформы в лице минфина и в новой роли ФСФР эта проблема будет все-таки решена.

    между тем

    Их пенсионные накопления составили 301,472 млрд рублей

    кстати

    По данным ПФР на 1 сентября 2011 года, в ПФР поступило 2292,3 тыс. заявлений о переходе из ПФР в НПФ. Кроме того, было зарегистрировано 295,2 тыс. заявлений о переходе из одного НПФ в другой. Это в 1,98 раза больше, чем за тот же период 2010 года

    важно

    Минфин готовит поправки в пенсионное законодательство, которое позволит НПФ не отчитываться о финансовом результате по итогам года. Негосударственные пенсионные фонды смогут показывать убытки в процессе инвестирования пенсионных денег и отражать этот финансовый результат на счетах клиентов

    проблема

    В России демографическая ситуация тяжелее, чем во многих развивающихся странах. По данным Росстата, население страны составляет всего 140 млн человек и стремительно сокращается. Количество же пенсионеров постоянно увеличивается, сейчас их уже 37 млн человек. При этом количество умерших превышает количество родившихся в полтора раза

    Надежность НПФ

    Поделиться