22.11.2011 12:12
    Поделиться

    "РГ" увидела балет Эйфмана "Роден" накануне мировой премьеры

    22 ноября на сцене Александринского театра состоится мировая премьера новой постановки Театра Бориса Эйфмана "Роден". Накануне премьеры корреспонденту "Российской газеты" удалось увидеть фрагменты нового спектакля и пообщаться с его автором, а также исполнителями главных ролей.

    В основу спектакля легла трагическая и прекрасная история любви скульптора и его ученицы и возлюбленной Камиллы Клодель. Их духовный, телесный и творческий союз длился более 15 лет, однако разрыв привел женщину на край бездны, за которой безумие.

    - Две линии идут параллельно. Одна и та же история рассказана с позиции мук совести и ностальгии Родена по прекрасной Камилле, - рассказывает о своем замысле Борис Эйфман. - А с другой стороны - это бред безумной эриннии, ненавидящей человека, которому отдала все, и который обокрал ее, как она считала, и погубил как личность, и как художника, и как женщину.

    В спектакле всего три главных героя. Трагедия Камиллы и Огюста Родена - это еще и трагедия гражданской жены скульптора Розы Бере. Она любила его всю жизнь, но свою заслуженную награду - законный брак - получила лишь за несколько недель до смерти. На премьере в этой роли выступит солистка театра Бориса Эйфмана Нина Змиевец. Партии влюбленных гениев исполнят Олег Габышев и Любовь Андреева.

    В спектакле есть сцены, где Камилла и Роден занимаются творчеством, обыграны отдельные работы скульптора. Однако и хореограф, и танцовщики категорически не согласны с тем, что Роден - это "танцующая скульптура".

    - На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии - обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе, - поясняет Эйфман. - Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений - вот к чему стремился я, сочиняя новый балет.

    Примечательно, что в "Родене" нашли отражение работы скульптора, наиболее любимые танцорами. Для Олега Габышева и Нины Змиевец (вот оно, супружество - пусть и только на сцене!) - это "Вечный идол". Люба Андреева же призналась, что ее завораживают "Врата ада". Над этим многофигурным порталом Роден работал до конца жизни, но так и не закончил. Интересно, что и к своим балетам Борис Эйфман возвращается снова и снова.

    - Думаю, что если когда-нибудь создам балет, где смогу выразить себя на все сто процентов, то потеряю творческий азарт, перестану творить, - поясняет он. -  Совершенство недостижимо. Но возможность хоть на два-три шага приблизиться к нему стимулирует художника. Искренне надеюсь, что при работе над спектаклем "Роден" эти важнейшие шаги были сделаны.

    Между первым  и последующим показом "Родена" пройдет почти полгода. Гастроли в Москве, которые состоятся в конце мая в рамках Открытого Фестиваля Искусств "Черешневый лес" на сцене Большого театра, Борис Эйфман назвал европейской премьерой своего видения судьбы гения.

    Прямая речь

    Любовь Андреева, исполнительница партии Камиллы:

    Работу над ролью можно разбить на 3 этапа: подготовительный, творческий и технический. Подготовительную работу Борис Яковлевич проводит сам и на высочайшем уровне. Творческий этап очень интересен, поскольку героиня Камиллы Клодель - неординарный, яркий персонаж. Техническая работа - более тяжелый момент, так как хореография Бориса Яковлевича кардинальным образом отличается от всего, с чем имеешь дело в классическом театре.

    Поделиться