16.11.2011 23:05
    Поделиться

    Ирина Розанова: Фурцева привезла в СССР "Джоконду"

    Народная артистка России Ирина Розанова о роли

    С 14 ноября Первый канал начал показ многосерийного (12 серий) художественного фильма "Фурцева" (по будням в 21.30).

    Картина режиссера Сергея Попова снята по сценарию драматургов Павла Финна и Ларисы Степановой. В фильме Екатерину Алексеевну играют две актрисы. Фурцева в молодости - Татьяна Арнтгольц. В зрелости - народная артистка РФ Ирина Розанова. С ней беседует обозреватель "РГ".

    Российская газета: Ирина, сколько времени вы работали над фильмом? Год? Два?

    Ирина Розанова: У меня лично было около 60 съемочных дней - это заняло все лето и осень.

    РГ: Несмотря на обширную фильмографию, такого плана роли в кино у вас еще не было.

    Розанова: Трудно сказать - я так сразу все свои крупные работы и не припомню. Но, безусловно, сыграть такую женщину непросто. Екатерина Алексеевна - личность мощная, яркая. А для меня эта роль была возможностью честно и откровенно рассказать о том, что я прожила в своей жизни, о том, что я тоже знаю - потери, предательства, разочарования... В этом смысле работа для меня была очень живая.

    РГ: До того, как вы взялись за эту роль, что знали о Фурцевой? Травили в компании о ней какие-то актерские байки? Было такое?

    Розанова: О любой личности, которая заметна, всегда ходит много рассказов и домыслов. Но это как раз меня совсем не интересовало. Лично, конечно, я не была знакома с Екатериной Алексеевной. Но я разговаривала с Галиной Борисовной Волчек. Она мне много рассказывала о ней, поскольку дружила с Екатериной Алексеевной. И со Светой, дочерью Фурцевой, я много говорила. А так... Знаете, я закрыла уши для всех сплетен. У меня был сценарий, и я смотрела много хроники, фотографии. Познакомились и с внучкой Екатерины Алексеевны - Мариной. Мы пообщались. Она тоже очень переживала, как именно будет изображена бабушка в фильме.

    Конкурентка Хрущеву?

    РГ: Биография Фурцевой поднимает серьезные вопросы. Например, правда ли, что настоящая культура может быть лишь при тоталитарном режиме? Или может ли женщина быть конкурентом в мужской политике? Вы думали над этим, когда работали над ролью?

    Розанова: Конечно. А как же иначе? И эти вопросы возникали. И о месте женщины в обществе. А тем более той, которая что-то собой представляет. Женщина, которая многого добивается и делает что-то конкретное, всегда воспринимается очень неоднозначно. И мужчины многое нам, женщинам, не прощают. Она была, на мой взгляд, сумасшедшим трудоголиком, безумно искренне верящим... Она была с верой, понимаете? В этом человеке была вера!

    РГ: Вера в коммунизм?

    Розанова: Я не знаю, в коммунизм или нет. Вот мама моя - народная артистка - была секретарем парторганизации. Она всю жизнь была коммунисткой. Но мы знаем примеры таких коммунистов, у которых вся жизнь "в шоколаде", - и моя мама, которая занималась проблемами других и помогала людям. Для себя она не сделала ни-че-го.

    РГ: Фурцева была такая же?

    Розанова: Да, судя по тому, что о ней рассказывают в хронике и вспоминают в книгах, статьях и документальных фильмах. Вспоминают, например, что какие-то 400 долларов она передавала кому-то за границей... Сегодня вообще это все смешно, непонятно. Она была очень мощный строитель, очень сильная женщина! Сколько она сделала и придумала! Она очень хотела, чтобы наш народ, наши люди, наша страна были впереди. Она делала все, чтобы мы были лидерами. Она привезла в СССР "Джоконду"... Можно привести массу других примеров. Другое дело, что она в чем-то была слепа. Но безгрешен только Господь Бог.

    Сделала себя сама

    РГ: Как вы, как актриса, почувствовали - что ей помогло выстоять в жизни? Какая черта?

    Розанова: Общая черта всех наших сильных женщин. Плюс все-таки энергия человека, вышедшего из провинции. Она же родом из-под Вышнего Волочка. Ткачихой была. Она свою биографию строила сама. Мне и Марина, внучка, говорила, что она была очень организованным человеком. При этом честным, открытым. Было и другое, конечно. Но мне даже это неинтересно. Не могут простить ей Пастернака. Наверное... Но кто из наших политиков и кто вообще без ошибок существует в нашей жизни.

    РГ: Вы ведь тоже из провинции, также сделали себя сами. Я читала вашу биографию: в одних местах написано, что вы родились в Рязани, в других - в Пензе.

    Розанова: Я родилась в Пензе, но в 6 месяцев меня увезли в Рязань. Это как с фамилией. Фамилия у меня РОзанова, а зовут РозАнова.

    РГ: Это ведь связано с тем, что ваш костромской прапрадедушка по папиной линии находился в отдаленном родстве со знаменитым философом Василием РОзановым.

    Розанова: Да, с Василием Васильевичем. По папиной линии. Но дело не в этом. Мы все, которые приезжаем, делаем себя сами. Говорят - московская интеллигенция. А кого ни копни. Нет с нами Олега Ивановича Янковского, Саши Абдулова, но они все были не москвичи. Энергия провинциалов существует. Да, я сама тоже гастарбайтер, когда-то давно приехавший в этот город. Но он стал моим, потому что я всегда так любила Москву... Единственный город, где я хотела жить, существовать, работать.

    От "Интердевочки" до Фурцевой

    РГ: Вы не боитесь ответственности роли Фурцевой? Эта работа, которая может прикрепить ярлык на всю жизнь.

    Розанова: Мне не страшно. У меня такое количество разнообразных ролей. И порой люди вытаскивают на свет те, о которых я забыла. Помню, пришла на интервью, и кто-то позвонил и сказал: "После вашего шедевра - "Интердевочки"...

    РГ: Это, конечно, полюса - от Симы-Гулливера в "Интердевочке" до Фурцевой.

    Розанова: Это огромное удовольствие для актрисы, скажу я вам, подарок сказочный - в наше время получить возможность сыграть такую роль (да простит меня Екатерина Алексеевна), чтобы рассказать какие-то свои личные откровенные вещи. В работе, а не в тупых интервью, закладывая свою жизнь, семью и всех остальных. А высказаться таким образом - для меня это так много значило. Потому что когда у меня на руках умер папа... Это было в марте... Я успела приехать из Москвы... Через несколько месяцев мы начали снимать сцену, когда у Фурцевой умирает мама. И играть-то было нечего! Когда все это в жизни знаешь, то роль просто проживаешь.

    Что уж говорить, персона она противоречивая. Многие люди и по сей день считают, что она как была необразованной ткачихой, так и осталась. Но я думаю, что все это говорят злые языки, потому что этот человек очень много сделал для страны и для культуры. В частности, для многих художников. Во времена Фурцевой многие с ней дружили, потом ее позабыли, как это часто бывает. А обиженных наверняка море.

    о внешней схожести

    РГ: Ирина, в фильме у вас строгие, соответствующие времени костюм и прическа... Вы сами придумывали образ или это целиком работа художников?

    Розанова: Это все дело рук художников по гриму и по костюмам. У нас не было задачи добиться полного внешнего сходства. Я и ростом выше, и лицо другое. Помню, когда мы снимали в Доме кино, там женщины, которые помнят ее и знают меня, говорили, что она не была такая худая. Но не в этом же смысл. Не во внешней схожести. Мне хотелось в этой роли по душам поговорить.

    Кстати

    Вскоре телезрители увидят Ирину Розанову в еще одной необычной роли - в новом многосерийном художественном телефильме "Маршал Жуков", который Первый канал намеревается показать в этом телесезоне, актриса сыграет певицу Лидию Русланову.

    Поделиться