16.11.2011 23:43
    Поделиться

    Петербургский "Терем-квартет" отметит юбилей гала-концертом в "Октябрьском"

    "Терем-Квартет" пишет историю музыкой

    26 ноября уникальному ансамблю народных инструментов "Терем-Квартет" исполняется 25 лет.

    Корреспондент "РГ" встретилась с тремя музыкантами "Терем-Квартета" - Андреем Константиновым, Андреем Смирновым, Михаилом Дзюдзе. Они и в жизни абсолютно такие же, как на сцене, - заводила Константинов, который играет на малой домре, баянист Смирнов с основной темой и немногословный Михаил Дзюдзе. Его инструмент - балалайка-контрабас - суеты не терпит. Но если уж разойдется - только держись. Поэтому и разговор с ними получился, как попурри, - о многом, легко, но все о важном.

    Кинь бабе лом...

    Российская газета: В этом году к празднику "Терем-Квартет" сделал две программы. Одна из них сольная, другая - гала-концерт с огромным количеством приглашенных звезд. Почему вы решили праздновать юбилей дважды, да еще так по-разному?

    Андрей Константинов: Концертов больше, чем два - у нас весь год юбилейный. Что касается двух этих программ, то на концерте в филармонии мы сыграли все лучшее за 25 лет.

    Андрей Смирнов: Но ведь все хотят поздравить, а в БКЗ "Октябрьский" легче объединить разные жанры. Придут Евгений Дятлов, Михаил Боярский, Зара. Обещал прийти Юра Гальцев.

    Константинов: Всем известно, что Боярский - страшный битломан. Когда мы решали, какую песню исполнить с ним на этом концерте, Андрей Смирнов говорил по телефону и вдруг задумчиво сказал: "А может быть, "Кинь бабе лом..." И мы услышали, как на том конце Боярский напел это и закричал: "Отлично!"

    Смирнов: Мы сразу решили играть рок-н-ролл на балалайках. Песни-то знаем, а вот как их правильно назвать... А так он сразу все понял (Can't Buy Me Love. - прим. "РГ").

    Константинов: И непременно будет детская часть. Уже пятый год проходит конкурс "Теремок", талантливейшие дети со всей страны съезжаются к нам, мы записываем диски - скоро будет уже третий. Этим летом прошла летняя школа "Теремок" в Финляндии, которая собрала около 40 человек. Большое коллективное действие - этому же сейчас никто нигде не учит, а ансамблевое ощущение можно получить только так.

    Открыть вдохновение в детях

    РГ: В Петербурге вы даете мастер-классы?

    Михаил Дзюдзе: Практически нет. Есть зимняя школа, но это отдельный проект. А "Терем-Квартет" - это уникальное явление, скажем без ложной скромности. Потому что мы не вписаны в систему.

    Смирнов: Время - очень ценно, и потому мы не можем "просто преподавать". Но уже подбирается группа преподавателей, которые думают, как мы.

    Константинов: Я думаю, что коллектив постепенно сложится, и весь этот проект вырастет в отдельную школу - со своим зданием, но нетрадиционную.

    Смирнов: Мы играем разную музыку на народных инструментах. А основной смысл заключается в том, что мы выражаем русское народное мировоззрение, особенности и лучшие черты русской культуры. Это есть в произведениях - мы вынимаем и показываем, как это хорошо. Мы как будто пишем рассказы, истории - музыкой. То же самое будет происходить и в нашей школе. В обычной школе учат неким формулам, выхолощенному ремеслу. А мы ищем возможности открыть вдохновение в самих детях.

    Это честный бой

    РГ: Ваш музыкальный турнир Crossover начинался как "Терем-фестиваль". Что заставило вас поменять название?

    Дзюдзе: Это честный бой, потому и назвали турниром.

    Константинов: Возить интересных, но неизвестных музыкантов становилось все тяжелее. А тут появилась идея, которая оказалась суперуспешной - первый в мире международный конкурс музыкантов и групп в стиле crossover.

    Но crossover - это понятие, которое только сейчас начинает проясняться. Оказалось, что критериев оценки нет ни у кого. А наша позиция заключается прежде всего в том, что ансамбли, которые стараются выразить образы посредством разных стилей, должны не соединять их чисто технически, а искать новый язык.

    Смирнов: Мы оцениваем не только и даже не столько профессионализм - и называем это "мурашкой". Кто больше вызвал "мурашку", какой коллектив больше "завел" всех - а по этому критерию можно сравнивать и дуэт с оркестром.

    РГ: Часто говорят о том, что "Терем-Квартет" - это популяризация классики или ее новое прочтение. Что вы об этом думаете?

    Смирнов: Мы постоянно сражаемся с догмами - у нас очень консервативная в образовательном плане страна. Нам должны "оттуда" сказать, что что-то хорошо. И потому мы ездим с гастролями на Запад (смеется).

    РГ: Вы играли перед принцем Чарльзом, Папой Римским, на саммите глав государств - участников "Большой восьмерки". Воспринимает ли публика столь высокого уровня вашу балалаечную иронию?

    Дзюдзе: Когда люди, которые являются лицом страны, которые должны постоянно следить за собой, вдруг попадают в атмосферу, где можно расслабиться, - они это делают с удовольствием.

    Константинов: Перед ними нужно играть, не думая о том, кто они. Чем выше пост человека, тем больше ему нравятся "наглые" музыканты, которые видят в нем не только чин. Это еще от скоморохов пошло - и вот такими мы хотим быть.

    РГ: У вас все решения принимаются только коллективно. А такая демократия не мешает?

    Дзюдзе: Квартет - это вообще устойчивая структура. У стула четыре ножки - вот и стоит.

    Константинов: Некоторые решения принимаются дольше. Но плюсов в этом гораздо больше. Терем - это уклад жизни: мировоззрение, идеология, финансы. Мы живем "в домике" - мы друг другом сильны, хотя и открыты миру.

    Смирнов: У нас все завязано друг на друге и в личной жизни. Один бы в каких-то ситуациях и соврал бы, и съюлил, где-то пристроился, потерял честь и достоинство - но это просто жизнь такая. А здесь мы сохраняем свою внутреннюю честность, наша общая правда выше правды любого из нас.

    РГ: Планируется ли к юбилею выпуск "Золотой коллекции"?

    Смирнов: Музыкант должен жить своими концертами. Музыка звучит только здесь и сейчас.

    Андрей Константинов о стиле квартета:

    - Стиль, в котором мы играем, названия не имеет. Crossover - это слово только появилось, его еще не вполне понимают, а мы-то играем уже 25 лет! И те, кто не понимает глубины, говорят о том, что мы играем попурри, попсу, упрощаем классику.

    Но мы избрали для себя иронично-забавный, занимательный язык, памятуя слова Пушкина о том, что любая мысль, даже самая серьезная, должна выражаться занимательно. Мы не можем серьезно играть Баха - и мы должны об этом помнить, чтобы не выглядеть глупо. Так и появляются такие произведения, как "Русские страдания по токкате Иоганна Себастьяна Баха". И тогда все сразу понимают, какой тон взят - и мы уже можем играть серьезно.

    Поделиться