16.11.2011 13:33
    Поделиться

    Эксперты: Дальневосточные таксисты не спешат выполнять федеральный закон

    Прошло два с половиной месяца с того момента, как деятельность такси в стране стали регулировать новые правила. Как отразилось нововведение на рынке услуг извоза, выясняли корреспонденты "РГ".

    Подкопить на будущее

    Стоимость проезда на такси в Якутске взлетела сразу же, как только федеральный закон вступил в силу. Уже 1 сентября за проезд по центру города пришлось выкладывать 120 - 130 рублей вместо привычных ста, а за поездку в окраинные микрорайоны цена поднялась сразу на 50-70 рублей.

    Диспетчеры таксомоторных служб, которых в маленьком городе насчитывается около ста, терпеливо объясняли недоумевающим пассажирам:

    - Машины теперь придется перекрашивать, покупать отличительные знаки, таксометры, организовывать медосмотры водителей. Все это стоит денег. Приходится копить на предстоящие расходы.

    Уже в конце сентября одна из городских служб такси продемонстрировала жителям Якутска полностью оборудованные в соответствии с новым законом машины: с индивидуальными номерами, шашечками, таксометрами. Правда, в других компаниях до подобных расходов дело, видимо, еще не дошло. Разве что официально работающие таксисты украсили машины шашечками. Таксометры, даже если они установлены, остаются вещью в себе: узнав, по какому маршруту собирается ехать пассажир, диспетчер по-прежнему называет фиксированную стоимость проезда.

    Не в лучшую сторону меняется водительский состав. Многие местные жители, подрабатывавшие извозом в свободное от работы время, после введения строгостей решили оставить это занятие. А за рулем такси все чаще можно видеть приезжих из среднеазиатских рес¬публик, совершенно не знающих город.

    Пока за нарушения требований закона о такси в республике не наказывают. Дело в том, что власти региона намерены принять и соответствующий местный закон - в конце октября его проект был внесен на рассмотрение в парламент республики. Во время публичного обсуждения этого документа министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Винокуров заявил, что в случае принятия вводиться в действие он будет поэтапно. В частности, штрафовать нарушителей начнут лишь с 1 января 2012 года.

    По мере возможности адаптироваться в новых условиях таксомоторным службам помогают муниципальные власти. К примеру, руководство Нерюнгри выступило с инициативой, чтобы предрейсовые медосмотры таксисты проходили в медпунктах базирующихся в городе крупных предприятий на договорной основе. Для небольших служб это будет менее хлопотно и накладно, нежели самим налаживать медицинский контроль.

    Чек с печатью

    В Приморье новые правила регулирования рынка таксомоторных услуг пока не приняты. Разрешения на ведение этого вида деятельности не выдавались, не создано и специальных стоянок. Однако дело сдвинулось с мертвой точки. Проект краевого закона проходит заключительные стадии согласования.

    Представители таксомоторных компаний выдвинули своим предложения по ведению этого вида бизнеса в регионе.

    - Мы считаем, что было бы рационально не перекрашивать машины в определенные цвета - это слишком дорого. Выбрали другой вариант - делать на машины наклейки с шашечками из оракала одного цвета. Меняться на них будут только наименование муниципалитета, где работает компания, ее название и телефоны, - высказал общее мнение президент ассоциации перевозчиков Приморья Игорь Кравцов.

    Такой способ унификации, в отличие от дорогого перекрашивания и связанных с ним документальных проблем, не затратен и, следовательно, не скажется на себестоимости перевозок и стоимости услуг для клиентов.

    Кроме того, приморские таксисты приняли решение не устанавливать счетчики. "Альтернатива - чеки с печатью и реквизитами предприятия. Сотрудники официальных компаний обязательно будут их выдавать. Ведь они, как правило, платят вмененный налог на доход и скрывать им нечего", - уверен Игорь Кравцов.

    - Мы и сегодня работаем по правилам, оговоренным в законе, - объясняют руководители компаний. - На таких предприятиях работают медики, механики, имеется своя ремонтная база, гаражи и мойки для машин. И, конечно, квалифицированные водители, которые выходят на маршруты исключительно по путевым листам, - перечисляют они.

    Но таких на рынке немного: по подсчетам ассоциации перевозчиков, во Владивостоке их около двух десятков. Всего же в приморской столице более двух сотен таксомоторных компаний. Назвать точное количество фирм, предоставляющих услуги такси, затрудняются даже в администрации края: "Бизнес очень специфичный, компании приходят, закрываются, открываются под новым именем…".

    В ассоциации перевозчиков считают: есть реальная опасность, что после принятия закона эти фирмы, переименовавшись из таксомоторных компаний, допустим, в компании, сдающие машины с водителями в аренду, уйдут "в тень".

    Обойдемся без прикрас

    Помимо федерального закона деятельность перевозчиков в Сахалинской области регламентирует постановление правительства островного региона, принятое 15 августа 2011 года.

    - Особых нововведений в постановлении нет. Документ предусматривает выдачу разрешений сроком на пять лет без взимания платы, а также распространяет положения федерального законодательства на наш островной край. Впрочем, имеются в нем и некоторые отличия. Например, отсутствуют требования к покраске кузова такси, - поясняет заместитель министра транспорта, связи и дорожного хозяйства Сергей Ларионов. - Право ввести или отказаться от единого цветового обозначения принятый Госдумой закон оставил за регионами.

    Кстати, необходимость менять окраску авто встретила в свое время немало нареканий среди таксистов. Стоимость покрасочных работ варьируется от 70 до 100 и более тысяч рублей. Поэтому после решения региональных властей немало сахалинских коммерческих извозчиков вздохнули с облегчением.

    Тем не менее, напоминает Сергей Ларионов, выдача разрешений на извоз осуществляется только при наличии в транспортном средстве таксометров.

    - Всего по области выданы 67 таких разрешений, - сообщает замминистра.

    В случае нарушения норм законодательства таксистов ждет штраф от пяти до тридцати тысяч рублей. Правда, бить рублем по карману непослушных перевозчиков власти смогут только после 1 января 2012 года.

    Что касается организации специальных стоянок для такси, то этим сегодня занимаются власти районов.

    - Насколько мне известно, в Южно-Сахалинске такие стоянки собираются обустраивать. По другим муниципальным образованиям пока ясности нет, - констатирует чиновник.

    Шеф, в аэропорт!

    Еще в начале сентября на Чукотке начали действовать новые правила организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, утвержденные правительством ЧАО. Но прием заявлений и документов, а также выдачу разрешений на извоз департамент промышленной политики, строительства и ЖКХ Чукотского автономного округа начал с 16 ноября.

    - Срок действия разрешения на данный вид деятельности будет составлять пять лет, - сообщает начальник отдела транспорта и связи департамента промышленной политики, строительства и ЖКХ Александр Игнатьев. - На основе выданных разрешений будет вестись окружной реестр. Он включит сведения обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, занимающихся пассажирскими перевозками легковым такси. Реестр будет опубликован на официальном сайте правительства ЧАО, где с ним сможет ознакомиться любой гражданин.

    На Чукотке услуги такси востребованы прежде всего жителями Анадыря. Поездка в любую точку окружного центра обходится в 50 рублей с человека. Кроме того, именно такси выполняют регулярные рейсы в аэропорт, который расположен на противоположном берегу бухты: зимой ездят по ледовой трассе через Анадырский лиман, летом - с использованием судов, перевозящих машины. Стоимость такой поездки - тысяча рублей с человека.

    Некуда спешить

    Несмотря на то, что трехмесячный срок, отведенный таксистам на приведение своей работы в соответствие с законом, подходит к концу, предприниматели Амурской области не стремятся провести необходимые преобразования. Некоторые из них вообще не считают нужным делать это, тем более что сейчас их никто не тревожит.

    - Пока мы не будем проверять таксистов, - говорит сотрудник областной ГИБДД Евгений Шайдуров. - С 1 сентября все перевозчики должны были получить разрешение на данный вид деятельности и в течение трех месяцев переоборудовать такси. Поэтому проверки начнем только со следующего года.

    Сами таксисты цивилизованному рынку отнюдь не рады.

    Оформление разрешений на извоз обойдется хабаровским таксистам в 440 рублей

    - Я ничего не буду менять, - говорит один из благовещенских "водил", не пожелавший назвать свое имя. - Это для меня очень дорого. Таксую не первый год, есть свои клиенты, так что буду работать по-прежнему.

    Этот пример отношения к закону о такси в Приамурье очень характерен. Причем, похоже, думают так не только частные извозчики, но и те, кто должен контролировать их деятельность.

    В крупных же таксопарках области не исполнить закон не могут по определению. Сейчас во многих из них закупают новые машины, переоборудуют и красят старые. Правда, делают это неохотно.

    С трудом вводимые в Амурской области новшества пока привели лишь к тому, что цены на услуги такси повысились. В Благовещенске за поездку теперь берут не 60-70, а как минимум 100 рублей. В Тынде, Белогорске, Шимановске, Свободном и некоторых других городах области - еще больше.

    Ожидания, что после введения нового закона о такси быстро отсеются недобросовестные предприниматели, занимающиеся извозом, тоже не оправдались.

    Штрафом делу не поможешь

    Подводить итоги в Хабаровском крае еще не готовы - по большому счету, процесс только начался. При этом все участники рынка отмечают, что закон недоработан. Даже легальные перевозчики ждут, будет ли принят внесенный в Госдуму законопроект с поправками к ФЗ от 21 апреля 2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

    - Я не против нового закона, но некоторые моменты заставляют задуматься, - поясняет ситуацию Андрей Никонов, руководитель "Хабаровской ассоциации такси", которая объединяет в городах края около 20 фирм с общим парком более тысячи машин. - Кем и для кого принимался закон? Легальным фирмам он будет только ставить палки в колеса. Если нас заставят перекрашивать машины, эти затраты будут включены в тариф, что отразится прежде всего на клиентах. И тогда многие могут пойти к тем же "бомбилам". Или взять квоты. Зачем ограничивать количество машин такси в городах? А что делать, если население увеличится или уменьшится, и потребность в перевозках изменится? Удивляет положение, по которому таксистом можно работать, только если машина находится в собственности у извозчика. Почему тогда продавцы на рынке не покупают торговые места в собственность?

    На начало ноября в Хабаровске выданы 58 разрешений легковым частным такси, еще по 34 заявкам документы находятся в работе. Между тем, по оценкам участников рынка, извозом в городе занимается около пяти тысяч водителей, при этом легально работают лишь около 200.

    - Ряд фирм, которые на деле выполняют перевозки, регистрируются как "организации, предоставляющие информационные услуги", и уходят от штрафных санкций, к примеру, за отсутствие у шофера справки о медосмотре, - заявил главный специалист управления дорожной деятельности и автомобильного транспорта министерства промышленности и транспорта края Александр Коротков.

    Пока полиция входит в положение таксистов. Хабаровские дорожные инспекторы пообещали в первое время не слишком рьяно выявлять "нелегалов".

    - С начала года мы оштрафовали около 40 тысяч водителей за неправомерную стоянку, свыше шести тысяч - за перевозки с нарушением требований законодательства,- отметил начальник краевого УГИБДД Игорь Петряшин. - Но это не значит, что полиция только и будет, что гонять таксистов с автобусных остановок или парковок. К тому же инспекторы будут с пониманием относиться к пассажирам "нелегальных такси" и не станут высаживать их из машин.

     Подготовили Владимир Таюрский, Анна Бондаренко, Павел Рябчиков, Татьяна Александрова, Татьяна Дмитракова, Нина Доронина

    Поделиться