06.11.2011 23:11
    Поделиться

    В прокат вышел фильм Олега Погодина "Дом"

    Картина удостоена специального приза на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге, получила признание критики, но в общем потоке одобрения профессиональной работы режиссера и сценариста Олега Погодина звучат и упреки в жестокости картины.

    Олег Погодин по образованию киновед. В начале 90-х снимал клипы и рекламу, а потом переключился на телевидение и полнометражное кино. Снял сериал "Котовасия", фильмы "Триумф", "Родина ждет" и "Непобедимый". Однако прорывом в творческом плане для Погодина стал именно "Дом". Действие происходит посреди донской степи. К столетнему юбилею деда Шаманова готовится вся многочисленная семья: отец, мать, шестеро детей, внуки. В дом приезжает и старший сын - столичный авторитет по кличке Шаман. Его возвращение после 25 лет отсутствия - конец семьи, которая никогда не была дружной, в которой не умели любить, но - жили вместе. Главные роли в картине исполняют Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Лариса Малеванная, Владимир Епифанцев, Екатерина Редникова. В этой "шекспировской трагедии", разворачивающейся в российской глубинке, нет второстепенных героев. У каждого здесь - своя боль. Погодин точно рисует срез современного общества, где противостоят не крестьяне и новые русские, не отцы и дети (хотя и эти мотивы в фильме есть), но главный конфликт лежит в душе самого человека - его неспособности любить и нарастающей агрессивности. "Русскому человеку легче ударить, чем сказать: "Я тебя люблю", - говорит Олег Погодин.

    Олег Погодин: Я всегда начинаю с того, что представляю себе картинку. Образ дома посреди широкой донской степи появился у меня давно. Я люблю Фолкнера. Когда приезжаю к себе на родину в Ростовскую область, то не Шолохова читаю, а Фолкнера. Он открывает мне новые космические ощущения. И вот как-то раз я ехал по родной земле, читал Фолкнера и думал: господи, это же все здесь, все драмы, которые происходят в его романах.

    РГ: Но почему вы населили этот дом людьми с болезненной жестокостью, где отец учит: бей и руби, не плачь, но сокрушай?

    Погодин: Потому что южные люди - страстные, темпераментные. Часто - злые, взрывные. Еще историк Николай Костомаров говорил о том, что чем севернее - тем люди добрее, чем южнее - тем они злее. Такая вот загадка у нас на Руси. Думаю, это связано с тем, что южная земля щедрее, она одаривает своих жителей большим количеством приятных сюрпризов. Но это же делает южан "заточенными на материальное": куры, утки, дом, коровы. Южный мир - материальный, конкретный. Северный - духовный, склонный к метафизике.

    РГ: Вы говорили, что визуальная стилистика фильма выстроилась из вашей любви к вестернам и картинам Терренса Малика.

    Погодин: Малик был позже, когда я полностью придумал сценарий. Честно говоря, думаю, что "Дом" сложился у меня в голове, еще когда я учился в школе. У меня так часто бывает, что кадры, сюжеты долго живут во мне, прежде чем реализоваться. А вот когда я увидел "Дни жатвы" Терренса Малика, то очень расстроился. Надо же - он снял то, что хотел сделать я. Но я не смог бы сейчас ни один из пятидесяти ингредиентов "Дней жатвы" повторить в условиях нашего кинопроизводства. Мы не могли себе позволить даже дожидаться специального светового режима. А у Малика весь фильм выстроен на ощущении связи человека и земли. Гармонично и объемно построен каждый кадр, с пейзажами, с подробной детализацией.

    Поделиться