02.11.2011 23:01
    Поделиться

    Евгений Дербенко: На джем-сейшене я сыграл на гармони "Каприз N 24" Паганини

    На концерт "Играй, гармонь Могилевщины" в рамках прошедшего недавно международного фестиваля "Золотой шлягер" я попал случайно. И пришел в полный восторг, особенно от мастерства российского композитора, основоположника профессиональной школы игры на гармони Евгения Дербенко. До этой встречи я даже представить не мог, как классно могут звучать исполняемые на гармошке рок, классика, джаз. После концерта попросил Евгения Петровича ответить на несколько вопросов.

    - Вы кто: композитор, педагог либо просто фанат гармошки?

    - Сказать сложно. Последние десятилетия активно занимаюсь гармонью - первый в России внедрил профессиональную систему обучения игре на этом инструменте. В 1992 году написал программу для музыкальных училищ: тогда не было какого-то обучения по классу гармони. Под программу пришлось создавать репертуар. Это переложение зарубежной и отечественной классики. Ну и, конечно, писал много оригинальных произведений. Всего создал их более трех тысяч. Причем речь идет не только о небольших пьесах. В творческом багаже и крупные вещи - 6 концертов для гармони с народным и симфоническим оркестрами, сюиты, рапсодии. Чтобы соответствовать уровню баянистов, аккордеонистов, которые учатся в музучилище. Удалось создать трехступенчатую систему подготовки гармонистов: музыкальная школа - колледж - Орловский институт искусств.

    - Зачем все это надо?

    - Чтобы инструмент не пропал. Ведь еще недавно гармонь была уделом лишь любителей. Люди играли просто потому, что им это нравилось. Но учеников-то никто из них не оставлял. Если существует школа, то будут и последователи.

    Вспомните, как с балалайкой было. Василий Андреев услышал игру балалаечника и загорелся: сам научился играть, единомышленников собрал. В результате появился оркестр балалаечников. Во многом благодаря этому жанр народной музыки и существует. А мог исчезнуть. Одна проблема, которую никак преодолеть не удается: нет места гармони в теле- и радиоэфире. Сплошное засилье попсы.

    - Как нет? А "Играй, гармонь"?

    - Это исключение - одна маленькая программка среди тысяч других. Да и выходит она в 7.20 утра по субботам, когда люди еще спят. Зато телезрители имеют возможность посмотреть "Дом-2" три раза в неделю - без перерыва на праздники и выходные. Жалко... Ведь гармонь ассоциируется у народа с весельем, праздником.

    - Знаю, что вы с концертами по многим странам ездите. Как там встречают?

    - Великолепно. Везде аншлаги. Побывал более чем в 20 странах мира, включая такие экзотические, как Индия. И давно понял: мой слушатель может не знать языка, не понимать слов, с которыми обращаюсь к залу. Но все мысли, чувства, которые хотел выразить, обязательно до него дойдут. Мы общаемся посредством музыки. А еще всегда и везде хочется достойно представить страну, чем-то удивив коллег. Как-то был на фестивале "Золотые ночи аккордеона" в Бухаресте. Сначала музыканты выступали каждый со своей программой. А потом начался импровизированный концерт - вроде джем-сейшна у джазменов. Я тогда сыграл "Каприз N 24" Паганини. Участники фестиваля меня обступили, интересовались, как такое вообще возможно было сделать. После таких концертов появляются последователи. Однажды после моего выступления в Швейцарии пришла за кулисы бабушка 93 лет от роду и начала спрашивать, где можно купить гармонь и как научиться на ней играть. Неожиданно. Но приятно.

    - Слышал выражение, что "гармонь - это душа России"...

    - С языка фразу сняли: только хотел об этом сказать - мол, привез на ваш фестиваль кусочек души российского народа, чтобы поделиться ее теплом с белорусами. Гармонь не просто музыкальный инструмент. Еще - как ни покажется это парадоксальным - часть идеологии. Не случайно ведь еще в июле 1941-го Главным политическим управлением Красной Армии был издан приказ, обязывающий в каждой роте иметь гармонь. Бойцы воспитывались на родной культуре. Очень хочется верить, что пройдет увлечение попсой. И мы вернем свою самобытность.

    Поделиться