02.11.2011 23:10
    Поделиться

    Первый канал начал показ фильма о расстрельном деле директора Елисеевского магазина

    История директора "Гастронома №1" - а именно так в советское время называли знаменитый Елисеевский магазин - привлекательна для людей искусства.

    В ней есть все - большие деньги, власть, красивые женщины, деликатесы. Самый первый выпуск документального сериала "Следствие вели..." - "Кремлевский гамбит" был посвящен судьбе директора гастронома Юрия Соколова, расстрелянного по приговору суда. Также на эту тему были сняты документальные фильмы "Елисеевский. Казнить. Нельзя помиловать" (2004 год) и "Соколиная охота" (2009 год).

    И вот на Первом канале в прайм-тайм, в 21.30 стартует 8-серийный художественный фильм об этом человеке. Поначалу картина должна была называться "Охота на Беркута" - ведь по сценарию главного героя зовут не Юрий Соколов, а Георгий Беркутов. Но потом название сменили на "Дело гастронома №1". Главную роль в "Деле..." играет Сергей Маковецкий. Также в картине заняты Мария Шукшина, Светлана Рябова, Дарья Михайлова, Евгения Симонова, Вячеслав Шалевич (в роли Леонида Брежнева), Вячеслав Жолобов (в роли Юрия Андропова) и другие.

    Тяжелым для страны выдался конец 1982 года: после пышных похорон престарелого генсека Брежнева власть оказалась в руках у Юрия Андропова, 15 лет возглавлявшего КГБ. Для демонстрации собственной силы ему требовалось громкое показательное дело. И оно быстро нашлось.

    Московский "Гастроном №1" называли оазисом в продовольственной пустыне СССР. Он исправно снабжал отборными деликатесами партийную верхушку и творческую, научную, военную элиту страны. Однако, как выяснило следствие, через руки директора гастронома проходили огромные взятки, которыми он делился с сильными мира сего. Приговор поразил своей суровостью. Заседание Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР по делу Соколова и других "материально ответственных лиц гастронома №1" проходило за закрытыми дверями. 11 ноября 1984 года Юрий Соколов был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.

    - Это большой и сложный проект, поэтому кастинг давался не легко. Хотелось отобрать лучших из лучших. Однако главная роль, роль Беркутова, с самого начала планировалась для Сергея Маковецкого, потому что его сходство по характеру и типажу с прототипом просто феноменально, - отмечает продюсер картины Виталий Бордачев.

    - Правда заключается в том, что было сфабриковано дело, чтобы через этого человека достать более высокопоставленных людей, которые, по сути, пользовались всем на льготных условиях - заказы, дефицит плюс взятки. Соколов был вынужден это делать. Это была система, которую не он придумал, и не ему было ее отменять. Он делал несколько попыток выскочить, но это ему не удавалось. Хотя в целом он был честным коммунистом, - говорит режиссер картины Сергей Ашкенази.

    - Как честным? Уже первая серия заканчивается тем, что до прихода на пост директора гастронома у Беркутова была судимость. Это вы придумали?

    - Это взято из жизни. Но это была судимость не экономического характера. Он отсидел полтора года. А что касается всех перипетий личной жизни героя - в фильме они во многом вымышлены. Что-то опирается на какие-то факты. Но мы не можем сегодня точно все просчитать. Картина точна по своей сути - через этого человека пытались свалить Виктора Гришина как претендента на роль Генерального секретаря Компартии СССР.

    - Гришин ему покровительствовал?

    - Да. Многое шло Гришину и в Московский Городской комитет КПСС (МГК). Это - правда. Так же, как и трагедия, которая произошла. Соколов же очень долго никого не закладывал. Но, поняв, что люди, которые пользовались им на протяжении всего времени, его не спасают, он заговорил. А когда заговорил... Ему обещали пять лет, если он все расскажет. А на суде дали смертный приговор. Это стало совершеннейшей неожиданностью - он не "тянул" ни по каким статьям. Дело ему "пришили".

    - Вы в тот советский период заходили в "Гастроном №1"? Помните атмосферу, цены?

    - Я в 80-е годы приезжал из Одессы - только начинал работать в Москве. Конечно, заходил, и увиденное меня поражало - я же не был ни в Париже, ни в Лондоне. Но впечатление было такое же. Я стоял в очередях, покупал батон колбасы за два двадцать. "Любительскую" или "Докторскую". Там нужно было стоять в одной, другой третьей очереди - за разными продуктами. С этим всем - в поезд, и летом проводникам платились деньги, чтобы они положили продукты в холодное место. А с черного хода я никогда туда не заходил. Но возьмите любого популярного артиста, у которого в те годы уже было имя - Кобзона, Хазанова или Пугачеву. Они вам расскажут. Сейчас я зашел в "Елисеевский" на предмет съемки. Но оказалось, что это практически невозможно - владеют магазином много фирм, и он круглосуточный:  чтобы закрыть его на время съемок, мы должны были оплатить всю суточную выручку - это сумасшедшие деньги. Так что декорации мы строили на заводе "ЗИЛ".

    "Елисеевский" построили заново

    Интересные факты о фильме:

    • Специально для съемок был построен Елисеевский магазин. Интерьерные съемки проводились в специально возведенном павильоне, один в один воспроизводившем "Гастроном №1" 80-х годов. Автор этих сложнейших декораций - Владимир Наместников. Был воссоздан интерьер торгового зала и внутренних помещений магазина. Кроме того - продукты того времени. Поэтому "Дело гастронома №1" можно назвать одним из самых дорогостоящих сериалов.
    • Сложность съемок фильма, действие которого происходит в недалеком прошлом, в том, что все помнят, "как оно было" двадцать лет назад. Поэтому воссоздать, например, средневековый европейский город во многом гораздо проще, чем правдоподобно реконструировать события 80-х годов XX века. Специально для фильма не только отшивали костюмы, искали "Волги" и "Москвичи" тех лет, но и даже заказывали архивные газеты, радиопередачи и видеоматериалы. Специально для сериала у коллекционеров также был найден желтый "Мерседес" - точь-в-точь такой, на котором ездил настоящий директор "Гастронома №1" - Юрий Соколов.

    Сергей Маковецкий, народный артист России:

    - Бывает, что ощущения никогда не подводят, а, может быть, Беркутов был готов к такому развитию событий в своей судьбе. Мы так делали с режиссером Сергеем Ашкенази: в принципе он не идет в тюрьму, как на заклание, но… Ближе к финалу у него возникает ощущение того, что уже не выскочить из этой системы, и уже вокруг происходят какие-то понятные трагические вещи. Маховик запущен. Уже его начальники говорят: "Ну ты не волнуйся". А он понимает, что они в любой момент могут от него отвернуться. Но ведет себя как честный коммунист, мол, будь что будет.

    Знаете, я старался играть свою роль очень аккуратно, тем более, что есть много людей, которые знали Соколова, - его семья, друзья. Очень не хочется, чтобы, посмотрев фильм, сказали, что он был не такой.

    Хотя, конечно же, мы изменили фамилию. Сделали это по одной причине - не из-за боязни, а просто всегда за подобной историей стоят реальные люди и скрывается много фактов, которые мы не знаем до сих пор. Даже мои друзья, которые были в курсе и могли пролить свет на некоторые факты, говорили: не имеем права, можем предоставить только определенные материалы. У меня сосед - бывший генерал-майор КГБ. Я сказал ему: "Умоляю, мне не нужно секретные материалы, но хоть маленьким глазком дело посмотреть". Но есть какие-то вещи, которые до сих пор нельзя раскрывать. Поэтому наш фильм - художественное произведение, основанное на реальных событиях, которые случились с 1981 по 1983 год. А художественное произведение имеет право и на замену фамилии, и на какие-то обобщения и другие нюансы, которые кажутся авторам фильма более эмоциональными. Так ли его расстреляли - или не так - не буду говорить, чтобы все карты не раскрывать. Но одна из версий - так, как это показано в фильме.

    справка "РГ"

    Дело о "Елисеевском гастрономе"

    Юрий Соколов, прототип героя фильма, родился в Москве в 1925 году. Он участник Великой Отечественной войны, имел боевые награды. В 50-годах был осужден, но после двух лет заключения полностью оправдан: задержали настоящего преступника. Работал в таксомоторном парке, затем продавцом.

    С 1963 по 1972 год Юрий Соколов был заместителем директора гастронома №1, он же - "Елисеевский". И еще десять лет - директором этого магазина.

    Соколова обвинили в том, что, "используя свое ответственное должностное положение, в корыстных целях с января 1972 по октябрь 1982 гг. систематически получал взятки от своих подчиненных за то, что через вышестоящие торговые организации обеспечивал бесперебойную поставку в магазин продовольственных товаров в выгодном для взяткодателей ассортименте".

    За месяц до ареста Соколова комитетчики, выбрав момент, когда тот был за границей, оборудовали кабинет директора оперативно-техническими средствами аудио- и видеоконтроля. Сделали это так: в магазине устроили короткое замыкание электропроводки, отключили лифты и вызвали "ремонтников". Следящей аппаратурой оборудовали и все филиалы "Елисеевского". В поле зрения чекистов в Москве попали многие высокопоставленные лица, находившиеся с Соколовым в "особых" отношениях и бывавшие у него в кабинете.

    Аудио- и видеонаблюдением было зафиксировано, что руководители филиалов по пятницам прибывали к Соколову и вручали директору конверты. В дальнейшем часть денег, вырученных на дефиците, не попадающем на прилавок, уходила к начальнику Главного управления торговли Исполкома Моссовета Николаю Трегубову и другим заинтересованным лицам. Была собрана серьезная доказательная база. Однажды всех курьеров с деньгами арестовали.

    Еще до окончания следствия по делу Соколова и передачи обвинительного заключения в суд начались аресты директоров крупных столичных торговых предприятий. Всего в системе столичного Главторга, начиная с лета 1983 года, к уголовной ответственности привлечены более 15 тысяч человек. Во главе с бывшим начальником Главторга Мосгорисполкома Николаем Трегубовым. Узнав об аресте Н. Трегубова, в Москву срочно прилетел секретарь МГК КПСС, член Политбюро В. Гришин, находившийся в отпуске. Однако сделать уже ничего не мог.

    Почти одновременно арестовали директоров самых известных московских продовольственных магазинов: В. Филиппова (гастроном "Новоарбатский"), Б. Тверетинова (гастроном "ГУМ"), С. Нониева (гастроном "Смоленский"). В следственных изоляторах оказались начальник Мосплодовощпрома В. Уральцев и директор плодоовощной базы М. Амбарцумян, директор торга "Гастроном" И. Коровкин, директор "Диетторга" Ильин, директор Куйбышевского райпищеторга М. Байгельман и еще многие ответственные работники.

    Из уголовного дела следует, что устойчивыми преступными связями были объединены 757 человек - от директоров магазинов до руководителей торговли Москвы и страны, других отраслей и ведомств. Только через руки 12 обвиняемых прошло взяток на более 1,5 миллиона рублей. Следствие пришло к выводу, что нанесен общий ущерб государству в 3 миллиона советских рублей.

    Заседание Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР по делу Соколова и других "материально ответственных лиц гастронома №1" состоялось в закрытом режиме. Юрий Соколов был признан виновным по статьям 173 часть 2 и 174 часть 2 УК РСФСР (получение и дача взятки в крупном размере) и 11 ноября 1984 года приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества. Его заместитель И. Немцев приговорен к 14 годам, А. Григорьев - к 13, В. Яковлев и А. Коньков - к 12, Н. Свежинский - к 11 годам лишения свободы.

    Чуть позже бывший руководитель московской торговли Николай Трегубов, через которого проходили основные "транши" взяток, получил 15 лет лишения свободы. Приговорен к расстрелу директор плодоовощной базы М. Амбарцумян. И, не дожидаясь суда, покончил с собой директор гастронома "Смоленский" С. Нониев.

    Подготовил Михаил Фалалеев

    Поделиться