26.10.2011 23:40
    Поделиться

    В Петербурге прошел форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России"

    В Санкт-Петербурге прошел юбилейный Х Общероссийский форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России. Ресурсы для развития". Его участники оценили в десятилетней ретроспективе успехи и неудачи стратегического планирования, чтобы извлечь уроки на будущее. Признанные лидеры территориального стратегического планирования (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Томская область, Новосибирск) провели мастер-классы, представляя опыт создания устойчивых и эффективных плановых систем. Представлены результаты специального исследования десятилетней практики планирования на муниципальном уровне, лучший зарубежный опыт.

    Тема "Ресурсы для развития" стала стержневой для форума. В условиях посткризисного сжатия ресурсной базы явилось актуальным обсуждение проблем поиска новых источников развития, повышения отдачи от ресурсов, роста их качества - речь прежде всего идет о человеческом капитале, ресурсосбережении. Это аспекты, которые должны учитываться в стратегиях и регионов, и муниципалитетов.

    На форуме объявлены победители Общероссийского конкурса стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации на тему "Регионы России: от кризиса к развитию", старт которому был дан 1 июня 2011 г. Конкурс проводился уже в третий раз, собрав заявки на участие 37 субъектов Федерации и 14 муниципальных образований.

    По словам министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, форум зарекомендовал себя ведущей российской площадкой, где конструктивно проходят обсуждения особенностей формирования эффективной системы стратегического планирования социально-экономического развития России, субъектов РФ и муниципальных образований, идет поиск адекватных ответов на вызовы современного мира и представляется опыт лучшей практики.

    Так, на мастер-классе "Новосибирская система стратегического планирования: секреты устойчивости" продемонстрированы схемы организации совместной работы городского сообщества и муниципалитета, методики разработки концептуальной платформы формирования стратегий устойчивого развития, определения стратегических целей, задач и оценки их приоритетов, подготовки стратегического плана, построения механизмов его реализации, определения и организации мониторинга индикаторов развития. Рассмотрен опыт мобилизации инновационного потенциала города для обеспечения устойчивого развития производственных систем и городского хозяйства в течение последнего десятилетия, интеграции академических институтов, промышленных и внедренческих организаций, формирования системы подготовки кадров для инновационной экономики.

    Стратегическим приоритетом социально-экономического развития Калужской области, рассказал заместитель министра экономического развития этого региона Виталий Еремеев, является использование новых источников экономического роста для обеспечения достойного качества жизни населения. Первый этап реализации стратегии подходит к завершению. Его суть состояла в реиндустриализации области за счет привлечения инвестиций - как государственных, так и частных. Второй этап - переход от преимущественно промышленного развития к развитию на основе капитализации среды, знаний и привлечения на территорию региона новых человеческих ресурсов. Поэтому необходимо обеспечить высокое качество жизни на территории области, больше внимания уделять благо устройству населенных пунктов, развитию инфраструктуры на принципах ГЧП, индустрии гостеприимства и развлечений, жилищному и дорожному строительству. Однако стратегическое управление на федеральном уровне и в субъектах РФ происходит вне законодательного регулирования на федеральном уровне, что отрицательно сказывается на согласовании действий органов управления всех уровней, создает противоречивые механизмы реализации, обилие целевых программ и усложняет процесс принятия согласованных решений, что влечет неэффективность использования бюджетных средств.

    По словам Анатолия Шишкина, профессора Института экономики Карельского научного центра РАН, по сравнению с 2001 годом ежегодный объем инвестиций в экономику республики увеличился в среднем в 2 раза. Крупнейший из стартовавших инвестиционных проектов в области туризма - начало строительства в Петрозаводске 4-звездного гостиничного комплекса "Онего-Палас". Одна из основных трудностей в развитии - демографическая ситуация. Происходит процесс старения населения, изменяется соотношение между работающими, пенсионерами и детьми, что требует обеспечить рост производительности труда не менее чем в 1,7 раза к 2015 году. Данное обстоятельство определило переход региона на инновационный этап развития. Определяющими конкурентоспособность территории факторами названы человеческий капитал и инфраструктура. Активно и успешно идущий процесс интеграции России и Карелии в европейское пространство определил эти факторы приоритетными в управлении социально-экономическими процессами в регионе, определенными Концепцией социально-экономического развития "Возрождение Карелии" на период до 2012 года. Все работы ведутся в постоянном диалоге между властью, бизнесом и общественными организациями.

    Авторитетно

    Виктор Басаргин, министр регионального развития РФ:

    - С геополитической точки зрения основу стратегического развития в СЗФО составляет развитие судостроения и обслуживающей инфраструктуры морских портов. Именно поэтому в проект перечня приоритетных проектов СЗФО включено "Комплексное развитие морского торгового порта (МТП) Усть-Луга и прилегающих территорий", реализуемый ОАО "Компания "Усть-Луга".

    Проект в целом имеет сложную структуру и предусматривает создание индустриальной зоны площадью 3500 га в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, ориентированной на глубокую переработку грузов, обрабатываемых МТП Усть-Луга. Помимо транспортно-логистической составляющей проект включает промышленный, рекреационный и агропромышленный кластеры. В отдельное направление выделено возведение объектов инженерной, транспортной инфраструктуры и социального назначения. Последнее, по сути, означает строительство нового города на 34,5 тысячи жителей с перспективой его расширения до 58 тысяч.

    Уже разработаны общая концепция реализации проекта, бизнес-план и концепция мастер-плана для Индустриальной зоны и рекреационного комплекса.

    Предварительные расчеты в целом по проекту показали, что в период с 2011 по 2030 год будет освоено 675 миллиардов рублей, создано более 20 тысяч рабочих мест. В результате будет создан крупный Восточно-Европейский транспортный узел и обеспечено устойчивое развитие прилегающей к нему территории.

    Первая стадия проекта уже реализована. В 2005-2010 годах в рамках ГЧП с долевым финансированием из средств Инвестиционного фонда РФ и за счет частного инвестора на территории площадью 57,1 га создан многопрофильный перегрузочный комплекс с единой технологией обработки широкого спектра грузов.

    Общий объем инвестиций в первый этап составил порядка 8,5 млрд руб., из которых около 6,5 млрд профинансировано ОАО "Компания Усть-Луга". При этом размер государственной поддержки Инвестиционного фонда составил 1,95 млрд руб., за счет которых созданы два причала, прикордонный участок и необходимая инженерная инфраструктура.

    Этот пример успешной реализации проекта ГЧП стал катализатором для последующего комплексного развития приморской территории СЗФО, на которую готовы прийти новые инвесторы.

    Поделиться