27.10.2011 03:49
    Поделиться

    На Среднем Урале развернули пропаганду рабочего класса

    На Среднем Урале развернули рекламную кампанию, прославляющую человека труда

    Во всех отраслях промышленности Свердловской области проходят конкурсы профмастерства под лозунгом "Славим человека труда!". Более того, призывы ценить и уважать рабочий класс появились даже на рекламных щитах на улицах Екатеринбурга.

    Оптимистично улыбаясь с билбордов, юная строитель Маша утверждает: "Карьеру можно строить по кирпичику. Рабочий - это надежно!" А главным каламбуром сезона стал слоган: "Рабочий - класс!"

    Такого наглядного подчеркивания значимости человека труда не было с советских времен. Повторять дословно лозунги тех лет (к примеру, "рабочий - это звучит гордо") авторы современного пиар-проекта не стали, но смысл не изменился.

    Идея имиджевой рекламы, продвигающей профессионалов от станка, зародилась в Государственной Думе. Депутаты подняли вопрос об остром дефиците квалифицированных кадров на производстве и явно низком интересе молодежи к рабочим специальностям. Определения сложившейся ситуации давали самые хлесткие: "кадровый дефолт", "трудовая деградация", "накопление непрофессионализма"... Звучали даже предложения предоставлять молодым людям, выбравшим рабочие специальности, отсрочку от призыва в армию.

    Но от столь кардинального решения отказались в пользу широкой рекламной кампании, направленной на формирование современного образа рабочего. Полный ее план пока держится в секрете. Очевидно, что одними плакатами агитация не ограничится. За слоганами на билбордах последуют видеоролики и, возможно, даже фильмы или сериалы не о полицейских, преступниках или бизнесменах, а о строителях, токарях и фрезеровщиках. Во всяком случае глава государства не исключает, что "в некоторых случаях нужен госзаказ, чтобы подобного рода ролики и кинопродукция появлялись".

    Федеральные планы сейчас воплощаются в субъектах РФ (за счет региональных и местных бюджетов). Так, на сайте госзакупок мы обнаружили заявки от властей не менее пяти крупных российских городов. Они ищут подрядчиков для реализации социального проекта "Престиж рабочей профессии". Максимальная стоимость работ - 972 тысячи рублей.

    По данным отдела закупок свердловского областного досугового центра "Дворец молодежи", развернувшаяся на улицах Екатеринбурга плакатная акция заказана областным правительством. Стоимость первого этапа - 243 тысячи рублей, продолжение проекта оценивается в 972 тысячи.

    Впрочем, работать под федеральную копирку намерены не все регионы. В субъектах ищут свою пропагандистскую изюминку. В Зауралье, к примеру, предлагают учредить что-то вроде рабочего "Оскара". С выдвижением номинантов от профсоюзов и трудовых коллективов, публичным обсуждением кандидатур и их творений. Пока этот вариант прорабатывается, на реализацию более прозаической программы по поддержке профобразования в регионе в 2011-2015 годах власти готовы выделить 287 миллионов рублей.

    На Среднем Урале сделали ставку на программу трудовых ресурсов - "с учетом приоритетных направлений развития промышленности региона и отдельных рабочих специальностей", как уточнил областной министр общего и профессионального образования Юрий Биктуганов. Расставлять приоритеты в трудовых предпочтениях подрастающего поколения планируется, начиная уже с младших классов, чтобы к выпускному юноши и девушки точно знали, что рабочий - это действительно класс.

    В прошлом году на решение этой задачи было направлено три миллиарда рублей. Объем инвестиций, необходимых для полного воплощения проекта, не называют. Но губернатор Свердловской области Александр Мишарин подчеркивает, что для достижения результата необходимо использовать возможности государственно-частного партнерства.

    Впрочем, по оценкам специалистов, вложения в создание позитивного образа рабочего того стоят. Как уже писала "Российская газета", из-за неправильной профессиональной ориентации молодежи, любой ценой стремящейся попасть в вузы, экономика региона теряет намного больше. В 2010 году в службу занятости населения Свердловской области обратились 6609 выпускников вузов, техникумов и профучилищ. С учетом средней продолжительности периода безработицы в 4,2 месяца затраты бюджета на выплату пособий составили 20 миллионов рублей, на переобучение - 11,4 миллиона. При этом государство недополучило 53,4 миллиона рублей налогов - исходя из среднего размера зарплаты по региону в 19 тысяч. То есть "убытки" от выпуска прошлого года составили почти 85 миллионов рублей, и это не считая затрат на образование этих дипломированных специалистов. А если просчитать потери от непроизведенного продукта (поскольку место специалиста было вакантным), то убытки окажутся еще весомее.

    Получается, что суммы, закладываемые в программы повышения престижа рабочих профессий, вполне оправданны. Другое дело, что на билбордах и рекламных роликах вряд ли стоит останавливаться.

    - Что значит - поднять престиж? В условиях рынка правильнее говорить о повышении привлекательности той или иной профессии, - рассуждает социолог Евгений Андрющенко. - Люди, как правило, мыслят и действуют рационально. Главным фактором привлекательности является уровень зарплаты и лишь потом - моральная оценка труда.

    Вопрос зарплат пиар-компания, конечно же, не затрагивает. Во-первых, потому что среднестатистические доходы рабочих явно меньше сумм, получаемых топ-менеджерами. Во-вторых, рабочий рабочему рознь. Пока, по данным анализа, сделанного специалистами департамента занятости населения Свердловской области, пятая часть (22 процента) востребованных на рынке профессий относится к труду неквалифицированному. То есть люди идут в подсобные рабочие, дворники и грузчики. Получают в среднем по шесть тысяч рублей и скачут с места на места в поисках лишней пятисотки.

    Но, как показывает все тот же анализ, у рабочего класса и в плане заработной платы уже появились козыри. К примеру, средняя зарплата машиниста трубоукладчика превышает 52 тысячи рублей, бульдозериста - более 43 тысяч, при этом у главного инженера или технолога - на 10 тысяч меньше. Правда, вакансии эти штучные и рабочих-виртуозов требуется в тысячи раз меньше, чем грузчиков.

    Вот и выходит, что пиар-проекты по повышению престижа рабочих профессий напрямую связаны с реализацией программы модернизации производства. Агитировать сгребать мусор и чувствовать себя при этом гегемоном нет никакого смысла. Есть смысл вернуть рабочему класс.

    Поделиться