26.10.2011 23:45
    Поделиться

    На Урале поставщики продуктов не хотят писать жалобы на торговые сети

    Сотрудники антимонопольной службы столкнулись со странной ситуацией: поставщики продуктов за глаза обвиняют торговые сети в нарушениях закона и условий договоров, но при этом не хотят писать на них официальные жалобы.

    В прошлом году ФАС получила в ведение надзор за торговой деятельностью. По словам специалиста управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Екатерины Урюкиной, предпосылкой к этому послужил рост влияния сетевиков: крупные игроки стали диктовать на рынке свои правила, ущемляя права остальных. Чтобы торговля не выходила за рамки дозволенного, ФАС уполномочили возбуждать административные дела за нарушение правил коммерции.

    Однако разработчики законодательства о торговом регулировании, очевидно, предполагали, что участники рынка тоже будут наводить на нем порядок, но те не спешат проявлять гражданскую активность.

    - По тому количеству жалоб, которые поступают в УФАС от поставщиков продуктов питания, можно сделать вывод о том, что торговые сети достаточно часто их притесняют. Однако предприниматели отказываются подавать официальные заявления, которые позволили бы нам провести расследования, установить нарушения и наказать недобросовестных реализаторов, - рассказывает руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова.

    По словам замруководителя свердловского УФАС Марины Анисимовой, за все время в ведомство поступило всего два письменных обращения от поставщиков. Хотя при проверках действительно выявляется немало нарушений. Например, одна из розничных сетей Екатеринбурга запросила с поставщика большую премию за продажу в своих магазинах хлеба и хлебобулочных изделий. Хотя сетевики не вправе требовать вознаграждение за реализацию социально значимых продуктов. Поэтому на компанию было заведено административное дело.

    Специалисты говорят о том, что это одно из самых частых нарушений. Торговые сети грешат еще и тем, что просят непомерные бонусы за реализацию товара - свыше 10 процентов от стоимости поставки. Они прописывают в договорах дополнительную плату за свои услуги по продвижению товара, а также нередко задерживают оплату продукции. Случается, что сети берут деньги с поставщиков даже за то, что просто не продают товар их конкурентов. Причем они договариваются об этом на словах, и выявить такой сговор антимонопольщикам крайне сложно.

    В УФАС по Тюменской области вообще не поступало ни одной письменной жалобы на сетевиков. Как рассказал замруководителя управления Игорь Веретенников, нарушения выявляются только в ходе плановых проверок. Понятно, что судебная практика у ведомства пока невелика.

    Поведение поставщиков объясняется тем, что они побаиваются вступать в конфронтацию с сетями, а порой наоборот договариваются с ними за некоторое вознаграждение - соглашаются не подавать заявление или забрать его.

    Представители торгового бизнеса не согласны с претензиями и, в свою очередь, обвиняют антимонопольные органы в предвзятости.

    - Нередко поставщики предлагают некачественную продукцию, а когда сети отказываются ее продавать, жалуются, что их притесняют или "вымогают" деньги. Но мы не можем ее принять, иначе Роспотребнадзор накажет нас за продажу испорченного товара. Бывает, что производители срывают поставки. Или их товар лежит на полках месяцами. Естественно, сетям приходится вырабатывать индивидуальные условия договоров, иногда довольно жесткие. Но это нельзя назвать дискриминацией или завышением требований. Надо понимать, что торговые сети прежде всего заинтересованы в прибыли. Если поставщикам что-то не нравится, пусть создают альтернативные магазины, - считает начальник управление по правовым вопросам торгового дома Михаил Колотов.

    Это мнение отчасти разделяет исполнительный директор ассоциации "Уралпищепром" Иван Колодяжный, полагая, что поставщики и реализаторы могут урегулировать свои отношения сами, и излишний контроль не нужен.

    Поделиться