27.10.2011 00:00
    Поделиться

    Банкиры пожаловались генпрокурору на незаконные полицейские запросы

    Банкиры пожаловались в Генпрокуратуру на полицию. Они считают, что органы внутренних дел незаконно запрашивают у кредитных организаций информацию о клиентах и деятельности банков. Да еще и угрожают, что за отказ в сотрудничестве банкиров привлекут к ответственности.

    Обеспокоенность банковского сообщества ситуацией изложена в письме президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна к Генеральному прокурору Юрию Чайке. Оно размещено на сайте ассоциации.

    Избыточные требования полицейских мешают нормальной работе банков, могут привести к искам клиентов и использоваться силовиками для давления на предпринимателей, солидарны с Тосуняном эксперты "РГ".

    Проблемы у банкиров, как следует из письма, возникли, потому что органы внутренних дел шлют запросы с требованиями предоставить полицейским сведения об операциях, подлежащих направлению в Росфинмониторинг в рамках "противоотмывочного" законодательства. А также копии правил внутреннего контроля банков по соблюдению закона о противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступных путем, и фактически отчитываться о принимаемых банком мерах. При этом полицейские ссылаются на то, что такие документы нужны им в том числе для расследования уголовных дел в целях получения доказательств. Органы внутренних дел аргументируют свои требования положениями законов о полиции, о банках и банковской деятельности и "противоотмывочный" закон. Но по закону о полиции правоохранительные органы имеют право запрашивать справки по операциям и счетам при выявлении и пресечении налоговых преступлений, отмечает Тосунян. А по "противоотмывочному" и банковскому законодательству кредитные организации обязаны отчитываться лишь перед Росфинмониторингом и Центробанком. Причем нарушением банковской и коммерческой тайны не является лишь предоставление сведений об операциях клиентов только в Росфинмониторинг.

    На получение запросов от органов внутренних дел жалуется очень много банков, рассказал "РГ" глава ассоциации. И банкиры не знают, как им реагировать. Обратившись за разъяснениями в прокуратуру, банковское сообщество решило заранее подстраховаться, не дожидаясь претензий от клиентов.

    Банкирам сложно отказать силовым структурам, но если они пойдут против закона, то могут "напороться" на иски клиентов, в том числе по возмещению морального вреда, поддерживает коллегу президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Не исключено, полагает он, что получение такой конфиденциальной информации некоторые недобросовестные полицейские могут использовать для давления на предпринимателей, опасается Аксаков.

    Но есть и другая сторона медали. У кредитных организаций и без того огромная отчетность, говорит Аксаков.

    Количество бумаг, которые они должны предоставлять в разные контрольные органы, министерства, Федеральную антимонопольную службу, исчисляется миллионами тонн, сетует Аксаков. Это, по его словам, приводит к раздуванию штатов, непроизводительным расходам. А в конечном итоге выливается в дополнительные проценты по кредитам для граждан и бизнеса.

    Если у полицейских возникают подозрения относительно противоправных действий предпринимателей по легализации доходов или налоговым нарушениям, они могут напрямую обратиться в налоговые органы или Росфинмониторинг, напоминает председатель федерального межотраслевого совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. То есть органы внутренних дел и так могут получить доступ практически к любым сведениям, напрягать по этому поводу банки необязательно. К тому же нет сомнений, что начинает действовать проект "электронная Россия", говорит собеседник "РГ". С 1 октября запущена система межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов власти, а чиновники не имеют права требовать у граждан и бизнеса документы, которые уже есть в распоряжении других органов власти, замечает Данилов-Данильян.

    Получается, что банки государству необходимую информацию уже предоставили, но правая рука не знает, что делает левая, соглашается с ним ведущий эксперт Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко. Впрочем, возможно, у полиции действительно возникает необходимость в получении информации о счетах клиентов для расследований уголовных дел, но тогда процедура ее выдачи должна быть четко прописана в законе, рассуждает Дмитрий Мирошниченко. И если такая правовая коллизия существует, ее надо решать.

    Однако требование силовиков предоставлять им правила внутреннего контроля в банках не лезет ни в какие ворота, возмущается он. Вызывает полное недоумение, зачем им это нужно, говорит Мирошниченко. Лучше бы полиция занималась своими прямыми обязанностями, но, несмотря на вывод средств из банков, умышленное доведение их до банкротства, о таких делах ничего не слышно, замечает собеседник "РГ". При этом странно, что, с одной стороны, органы внутренних дел постоянно ссылаются на большую загруженность, нехватку квалифицированных кадров, а с другой - пытаются расширить свои полномочия, резюмирует он.

    Правда, при этом, признают эксперты, контроль над банками ужесточается во всем мире, и Россия здесь не исключение. Причем законодательство о банковской тайне в нашей стране прописано не слишком хорошо, замечает Данилов-Данильян. И, по его мнению, рассчитывать на то, что это будет исправлено в обозримом будущем, не приходится. Мощная атака на банковскую тайну идет во всем мире, напоминает Данилов-Данильян. И под этим натиском сдается все больше стран. Даже Швейцария согласилась раскрывать информацию о счетах нерезидентов контрольным органам других стран. Но другое дело, что совершенно непонятно, зачем надо дублировать информацию. К тому же Росфинмониторинг работает вполне компетентно.

    Поделиться