24.10.2011 23:55
    Поделиться

    Правительство решило навести порядок в сфере водного транспорта

    Правительство решило навести порядок на водном транспорте России. Слишком часто он стал нас огорчать. За последние три года, как свидетельствует статистика, количество происшествий на водном транспорте выросло почти в два раза, а число погибших (с учетом катастрофы теплохода "Булгария") увеличилось в пятнадцать раз.

    На речные маршруты выходят суда, которые с трудом держатся на воде, к штурвалу становятся люди, едва разбирающиеся в азах судовождения. Забыты правила безопасности, а главным "мотором" этого рискованного движения по водным дорогам становится выгода. При этом замечена пугающая тенденция, которая свидетельствует о том, что перевозчики, выполняющие все требования, оказываются в заведомо невыгодных условиях по сравнению со структурами, работающими в так называемом "сером" секторе. Пренебрежение законом позволяет недобросовестным перевозчикам, которые экономят на безопасности, применять более низкие тарифы на свои услуги по сравнению с добросовестными. Да и контролировать недобросовестных гораздо труднее, а иногда просто невозможно, поскольку нет никакой официальной информации об их присутствии на рынке.

    Такая разбалансированность отрасли потребовала многочисленных изменений в российское законодательство. И правительство подготовило и вчера внесло в Госдуму целый пакет поправок в разные законодательные акты. Они совершенствуют систему государственного регулирования и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и в речных портах и повышают ответственность за нарушение правил работы водного транспорта России.

    На первое место выходит контроль и надзор за эксплуатацией речных судов. Органами госнадзора становятся администрации речных бассейнов, которые наделяются и другими важными функциями, связанными с безопасностью речных перевозок. Это навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, путевые работы на внутренних водных путях, содержание судоходных гидротехнических сооружений и пропуск через них судов и иных плавучих объектов, диспетчерское регулирование и управление движением судов, организация технологической связи внутреннего водного транспорта.

    На эти администрации возлагается также обязанность вести "государственную регистрацию судов в судовых реестрах Российской Федерации и реестре арендованных судов, государственную регистрацию спортивных парусных судов, дипломирование командного состава судов внутреннего водного плавания и членов экипажей спортивных парусников. Администрации речных бассейнов будут выдавать удостоверения личности моряка и удостоверения о праве лоцманской проводки судов в своем бассейне.

    В Кодекс внутреннего водного транспорта вносятся также поправки, определяющие права транспортных инспекторов. Контрольно-надзорные структуры могут проводить свои мероприятия не только в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, но и проверять эксплуатируемый ими транспорт и иные технические средства в порядке превентивного контроля.

    Особая статья - страхование судовладельцами своей ответственности за вред, причиненный имуществу юридических и физических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами, а также за вред, причиненный инфраструктуре речного, морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей. Судовладельцы обязаны будут страховать риски возникновения убытков, понесенных в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна. Минимальная страховая сумма должна устанавливаться в договоре страхования в отношении каждого судна судовладельца в соответствии с валовой вместимостью.

    Законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность за предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии или с нарушением ее условий. Недобросовестному предпринимателю грозит не только штраф, но и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Но и штрафы нарушителям предполагаются немалые: для граждан и должностных лиц до ста тысяч рублей, для юридических лиц - до пятисот тысяч рублей.

    Поделиться