19.10.2011 23:25
    Поделиться

    Мария Городова: Взывающие к милосердию сами должны быть милосердны

    Взывающие к милосердию сами должны быть милосердны

    "Здравствуйте, Мария! Стыдно об этом писать, но раз уж решилась, буду откровенной. То, в чем мне хочется признаться, обычно не бывает предметом разговора, - ни в газетах, ни на ТВ. Хотя проблема касается всех, и вряд ли кому-то еще удалось избежать участия в этой смертельной драме.

    Я до сих пор помню тот ужас, боль, отчаяние от своего бессилия, которые меня буквально парализовывали. Как раз в тот период моей жизни, когда я должна была быть собранной, сильной, терпимой, любящей. Столько лет прошло, а во мне до сих пор живет чувство вины. И стыд - от того, что я в этот мучительный для моей мамы отрезок ее жизни, оказалась гораздо слабее и хуже, чем сама о себе думала. До сих пор как вспомню - лицо гореть начинает.

    Одно могу сказать в свое оправдание: есть куча книг, где объясняют, как лечить лежачих больных, как за ними ухаживать - не проблема! Но где написано, как научиться не раздражаться от капризов старого человека, которого терзает боль. Как терпеть его изменившийся характер, как побороть в себе страх перед теми разрушениями, которые происходят и с его телом, и с мозгами. Как не терять самообладания, видя его страдания. Как справиться с отупляющей усталостью - ведь есть еще работа, ребенок, муж... Как?

    Помню, подруга мне тогда советовала: "Думай о себе. Иначе разрушишься. Рано или поздно этот дурдом закончится!" Сейчас она сама нуждается в совете: у ее дочки беда - муж попал в аварию. И на 23-летнюю девочку обрушилось такое - врагу не пожелаешь: и долгие месяцы лечения с неясными перспективами (врачи говорят, возможно, пожизненная инвалидность), и финансовые проблемы (бизнес Алика на глазах растаскивают, а лечение требует денег!), и жуткие скандалы с детьми Алика от предыдущего брака, почти Леркиных сверстников... Я-то знаю, Лера действительно любит Алика, но тот Алик, который в свои неполные 50 так лихо катался на самых сложных трассах высокогорного Давоса (мы все познакомились с ним на этом швейцарском горнолыжном курорте, Лерка там тоже зажигала), и тот Алик, которому сейчас сиделка приносит судно, - разные люди. Лерка рыдает, кричит, что ни за что его не бросит, что еще родит ему сына.

    Я ей верю, она преданная, порядочная девочка, но как мне ее жаль! Она даже не догадывается про коварство той трассы, которую собирается пройти. И где найти проводника, который помог бы этим двоим?

    Мария, сейчас ночь. Я сижу, пишу это письмо, и пытаюсь понять, почему так часто уход наших близких бывает таким... - не знаю даже, как бы поточнее выразиться, - таким суетливо недостойным, что ли. Думаю о том, а будет ли мой сын Димка возиться со мной, старой, дряхлой... Сижу, пишу, а перед глазами стоит исхудавшее, по-детски растерянное лицо моей мамы, ее приоткрытый беззубый рот, которым она силится что-то произнести, но не может, ее беспомощный взгляд, испуганно ищущий опору где-то во мне, и я бы сейчас отдала всё, чтобы сказать ей, нет крикнуть - туда, через годы, за роковую темноту: "Мама, мамочка! Прости меня за все!.."

    Римма Владимировна

    Комментарий

    Здравствуйте, Римма Владимировна! Вы знаете, вопль человека туда, за роковую грань бытия, не бывает напрасным.

    Облегчи и прости

    Мы настойчиво просим о прощении грехов усопшему, и на то есть причины: во-первых, "несть бо человека, иже поживет и не согрешит" ("потому что нет человека, который бы, живя, не согрешил"), а во-вторых, зная, что, находясь ЗА гробовой чертой, душа человека уже не может принести покаяния сама - потому ей так необходимы наши молитвы. И уже потом, испросив прощения грехов ближнему, мы просим о милости и нашим мятущимся душам: "утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим".

    "Хотя бы у человека были тысячи ран, но если он покается и сделает что-нибудь доброе, Бог так изглаждает их, что не остается ни шрама, ни следа, ни знака грехов... - это святитель Иоанн Златоуст о врачующей силе благодати, очищающей и обновляющей человека во время Таинства покаяния, и дальше: - Отсутствие скорби о грехах приводит Бога в большее негодование и гнев, чем самое совершение грехов. Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как отверженный и достойный безчисленных наказаний, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости".

    Кстати, думаю, последняя фраза объясняет, почему в память об усопших принято подавать милостыню. Взывающие к милосердию, сами должны быть милостивы.

    Но самым важным из того, что мы можем сделать для душ усопших, является молитвенное поминовение за Литургией, во время Таинства, когда частицы просфор (хлебов для причащения), изымаемые священником за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих", и Сам Господь незримо присутствует при том.

    А еще в память об усопших принято помогать тем, кто оказался в ситуации, схожей с вашей. Например, известны советы святых: в память о родственнике, погибшем от пьянства, желая спасения его душе, помогать тем, кто страдает от этого недуга. Протягивая руку помощи тому, кто сейчас так нуждается в ней, мы становимся соработниками Богу, ибо, по слову святого Антония Великого: "Когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним". Римма Владимировна, мне кажется, ваше сердце, испытывающее потребность в исповеди и сострадающее той, что сегодня попала в беду, - верно почувствовало, что вы должны делать.

    Твердость и мужество

    Итак, по сути ваших вопросов. Фактически все они сводятся к одному: как научиться любить? Христианство накопило огромный опыт в этой науке. Причем не схоластические знания, а вполне конкретные рекомендации, как прийти к такому устроению своей души, когда она и сама любит, и все происходящее воспринимает как явленность Любви Божьей о нас. Что до ухода за тяжелобольным, то в XIX веке существовали даже методички для сестер милосердия, где объяснялось не только то, как сделать перевязку или как ухаживать за больным, но и то, как стать терпеливой, не раздражаться, обрести твердость и мужество.

    Обо всем этом я обязательно расскажу в следующий раз, а пока приведу одну из молитв, коих так много в этой сокровищнице. Молитву, читаемую при охлаждении любви к ближним. "Господи, повсюду всем дающий жизнь и дыхание, и непрестанно чрез служение тварей доказывающий любовь Свою ко всем людям. Соделай в том и меня подобным образу Твоему, чтобы и я неутомимо, Тебя ради и по Твоему примеру, любил благороднейшее создание Твое - ближнего моего, и поступал с ним, как любовь того требует, чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь".

    Ждем ваших откликов по адресу: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, Редакция "Российской газеты" или по электронной почте: pisma-maria@mail.ru

    Вера

    (495) 972-97-02

    РПЦ открыла "горячую линию". Чтобы задать священнослужителю терзающий душу вопрос, теперь достаточно набрать телефонный номер. По указанию Патриарха Кирилла с 18 октября 28 священников и 8 дьяконов заступили на дежурство в справочную службу добровольцев "Милосердие". Они продолжат дело группы священников-добровольцев, которые с марта принимали звонки по телефону доверия от онкологических больных.

    Телефон службы: (495) 972-97-02, ночью звонки переводятся на "горячую линию" Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению: (495) 542-00-00. Звонок на многоканальный телефон платный, сначала придется пообщаться с оператором службы "Милосердие".

    Возможность пообщаться с духовным лицом по телефону, конечно, может облегчить жизнь многим верующим, приблизить Церковь к обществу. Но, как уверяют работники службы, она не заменит ни живого общения с батюшкой, ни радости от похода в храм.

    Адиля Зарипова

    Поделиться