19.10.2011 18:37
    Поделиться

    Завуч: Школьник ударил учителя ножом на спор

    Расследование ЧП в екатеринбургской школе приобрело новый поворот: не исключено, что девятиклассник ударил своего классного руководителя ножом не только и не столько из личной неприязни, а потому, что поспорил с товарищами: "слабо" ему "зарезать" учителя, или нет?

    Напомним, что инцидент произошел во вторник днем в школе №81 на Уралмаше - заводской окраине Екатеринбурга. Во время перемены 41-летний учитель географии Дмитрий Флавианов шел по коридору среди отдыхающих ребят. Вдруг он почувствовал резкую боль в спине. Но, даже увидев на руке кровь, не сразу понял, что его ранили. Как позже выяснила полиция, орудием преступления стал небольшой шестисантиметровый нож. Чуть в стороне от учителя с невинным видом стоял девятиклассник Дима М., которого с утра Дмитрий Вячеславович отчитал за прогул. Начался переполох, вызвали скорую. Медики увезли пострадавшего в 23 городскую клиническую больницу. К счастью, ранение не было серьезным - нож прошел по касательной, лишь слегка задев мышцы. Педагога вскоре отпустили из больницы, и он дал показания в полиции. Рассказал, что скорее всего его ударил именно Дима: в руках подростка географ видел предмет, похожий на нож.

    До сих пор следствие придерживалось версии о том, что инцидент произошел именно из-за того, что учитель в резкой форме сделал замечание ученику. А тот, напав с ножом, решил отомстить. Однако заместитель директора по правовым вопросам 81-й школы Елена Завьялова высказала иное предположение: ударить ножом в спину педагога Дима мог и на спор, играя с товарищами в игру "слабо - не слабо".

    "РГ" попыталась выяснить, что скрывалось за внешней стороной инцидента. Оказалось, что 9Б - класс, в котором учится Дима М., - как говорят педагоги, "сложный". Там учатся дети из группы риска. Большинство состоят на внутришкольном учете. Дмитрий Вячеславович Флавианов был там классным руководителем. "Очень строгий, но справедливый", - характеризуют его в один голос и коллеги, и ученики.

    - Оценки ставил по-честному, кто сколько заслужил, - рассказывает про Флавианова ученица 11 класса Катя Андреева. - Бывало, и кричал на уроках, но по делу. Если ученики относились к нему уважительно, то и он отвечал тем же.

    У Флавианова высшее педагогическое образование - он закончил российский государственный профессионально-педагогический университет, выпускник кафедры теологии. Работает в школе недавно - всего год. Какое-то время Дмитрий Вячеславович был миссионером в Екатеринбургской епархии. Там его характеризуют тоже однозначно положительно, как совершенно адекватного, доброго человека. Водил ребят в турпоходы. Все, с кем удалось поговорить корреспондентам "РГ", заявляют: он не мог довести ребенка до такой степени, чтобы тот кинулся на него с ножом.

    Выяснились и некоторые подробности биографии Димы М. Он из обычной рабочей семьи, мать - продавец на рынке, отчим - грузчик. Оказалось, школьник не впервые преступает закон: в 2010 году Североуральским городским судом он был осужден за грабеж на один год условно. Семья перебралась в Екатеринбург, в новой школе о богатом прошлом ребенка узнали далеко не сразу. Дима и здесь особенной дисциплинированностью не отличался: не всегда выполнял требования учителей, приходил в школу неподготовленным, опаздывал на уроки. Ему давали замечания, вызывали на совет профилактики и в кабинет к директору, но этим все и ограничивалось. Отдельно с ним не занимались ни психологи, ни социальные педагоги - их в школьном штате просто нет.

    Случай в 81-й школе из ряда вон выходящий, но не единственный. Достаточно вспомнить недавний конфликт в Екатеринбургском хоровом колледже, когда старшеклассники прямо на уроке измывались над учительницей сольфеджио: они размахивали перед преподавателем палкой, включали магнитофон, не давали ей выйти из класса и постоянно хохотали. Все происходящее один из учеников фиксировал на камеру телефона. Потом видео выложили в интернет.

    - Дети по отношению ко всем окружающим стали жестче. Это беда не только нашей школы, но и всего общества. Процесс образования должен строиться на спокойных, доверительных отношениях, только тогда какие-то позитивные результаты будут. А если учитель будет каждый день приходить в школу и ждать таких вот неприятностей, но ничего хорошего из этого не выйдет, - высказывает свое мнение завуч Елена Завьялова.

    Ее коллеги считают, что причина участившихся конфликтов между учителями и учениками, которые доходят до рукоприкладства и поножовщины, кроются в том, что дети чувствуют абсолютную свободу от моральных норм и полнейшую безнаказанность. Да, и раньше подростки на спор делали учителям гадости. Но, как правило, ограничивалось тем, хватит ли духу, подложить на учительский стул канцелярскую кнопку или нет? Сегодня, выясняется, могут поспорить, удастся пырнуть ножом?

    Четыре года назад учитель русского языка с 30-летним стажем из Самоцветской средней школы Алапаевского района обвинили в рукоприкладстве: она шлепнула по губам матерившуюся на уроке шестиклассницу. Тогда возбудили уголовное дело по статье "Побои", несколько судебных инстанций приняли сторону обвинения. Фактически же, утверждали свидетели, ситуация была очень неоднозначной. Обвиняемая в "непедагогичном поведении" учительница всю жизнь проработала в этой школе без единого взыскания - одни благодарности! Родители взбесившихся шестиклассников единогласно просили снять все обвинения с педагога: их дети своим поведением сами довели учителя до нервного срыва! Однако делу дали полный ход, несмотря на полное примирение сторон. Заслуженного работника образования на три года лишили права заниматься педагогической деятельностью. Хотя в местном управлении образования был свой взгляд на конфликт. "Еще следует проверить, насколько родители заботятся о воспитании "обиженных" детей, - заявил тогда в беседе с "РГ" юрист управления.
     
    - С 90-х годов и до сих пор со стороны чиновников идет активная пропаганда защиты прав учащихся, - рассказывает "РГ" Марина Зырянова, учитель с 33-летним стажем, - Но сложилась парадоксальная ситуация: права ученики усвоили хорошо, а про обязанности забыли. И учитель остался полностью беззащитен. В случае конфликта автоматически возникает вывод, что раз педагог выпустил ситуацию из под контроля, значит, профессионально несостоятелен. Сегодня дети чувствуют, что могут запросто оговорить педагога, приписать ему действия, которых он не совершал, слова, которых не говорил.

    Екатеринбургская история показала слабые места современной школы: корректировать психическое развитие детей некому, родители самоустраняются от их воспитания, а учитель не может принять никаких - абсолютно никаких - мер воздействия на зарвавшегося ученика, потому что лишен правовой защиты и уважения общества.

     

    Поделиться