17.10.2011 23:24
    Поделиться

    Наиболее остро в школах не хватает учителей физики и литературы

    В наступившем учебном году школьный звонок впервые прозвучал не только для десяти тысяч омских первоклассников. В учебные заведения региона пришли 315 выпускников педагогических вузов. Однако более ста вакансий в школах Прииртышья до сих пор не закрыты.

    Для привлечения молодых специалистов по федеральной программе Омской области выделили 22 гранта в полмиллиона рублей. Один из них получили преподаватель физики и информатики в поселке Полтавка омичка Ирина Тарабанова.

    Обладательница красного диплома Омского педуниверситета в престижном городском лицее проработала всего год. А потом собрала чемоданы и уехала в глухую деревню.

    - В городе мы снимали жилье, и на это уходили почти все деньги, - вспоминает Ирина. - Купить квартиру в кредит на учительскую зарплату нереально. Бросать школу? Слишком нравится профессия. Кстати, из однокурсников преподавать пошли только трое. В общем, тупик. И тут появилась информация о президентской поддержке молодых педагогов, желающих уехать в село.

    Учителя физики и информатики требовались в несколько районов области. Ирина с мужем Андреем выбрала Полтавку.

    - Здесь довольно крупный поселок, - рассказывает Ирина. - Лицей с физико-математическим уклоном оборудован современными компьютерами, проекторами - школа выиграла грант в один миллион рублей. Нам пообещали просторную комнату в общежитии, пока не начнем строиться.

    От Омска до Полтавки ехали долго. Так была разбита дорога. А вместо просторной комнаты ребятам дали ключи от крохотной каморки.

    - Даже диван туда не влез, - со смехом вспоминает Андрей. - Пытались закрыть двери - вещи выпадали. Но утром Ира уже стояла у доски...

    Они ни разу не пожалели о переезде. В городе до молодой учительницы никому не было дела: мол, доходи до всего своим умом. В Полтавке же в первый рабочий день Тарабанову встречала вся учительская. Чему удивляться? Ведь директор лицея Надежда Дедкова лично ездила "смотреть" молодого специалиста: слишком уж не везло до этого с учителями информатики. Современный компьютерный класс был, а знающий "хозяин" все не находился.

    - В Ирине Викторовне я не ошиблась, - рассказывает Надежда Константиновна. - Несмотря на молодость, все успевает: уроки ведет играючи, лицейский сайт создала, в конкурсах постоянно участвует. Без преподавателя информатики сегодня и шагу ступить нельзя: кому необходимо видеоконференцию провести, кому электронную олимпиаду. Так что авторитетом пользуется у всего поселка.

    - А сколько получает молодой педагог? - интересуюсь я.

    - Более 12 тысяч рублей. У нас есть специальный "стимулирующий" фонд, из которого начисляются доплаты за дополнительную работу. У нас учителя и в Турцию, и в Египет ездят отдыхать.

    - Это правда, - улыбается Ирина. - В городе практически при такой же нагрузке я получала в три раза меньше.

    Сегодня у учителя физики и информатики - 28 часов уроков в неделю. Доверили классное руководство - профильный десятый.

    - Говорят, что сельские дети сильно отстают от городских по "срезу знаний". Им тяжелее в вузы поступить? - спрашиваю Ирину.

    - Это абсолютная неправда, - возмущается она. - В этом году две трети выпускников нашего лицея стали студентами. Причем поступили на бюджетные места. Если чем сельские дети и отличаются от городских, то большей чуткостью, отзывчивостью. В селе принято уважать педагогов.

    Впрочем, не скрывает Ирина, у сельской жизни хватает минусов. С досугом даже в крупном поселке туго. Нет приличных кафе, развлекательных и торговых комплексов, фитнес-центров, бассейна.

    - Мы с мужем не скучаем, - говорит Ирина. - Учимся в аспирантуре, делаем ремонт. На досуг времени не остается. Но чувствуется недостаток общения, особенно профессионального. В Омске я каждую неделю посещала методические объединения учителей физики. А теперь общаюсь с коллегами только виртуально.

    ...В этом году в Полтавский лицей впервые за долгие годы пришли сразу три молодых специалиста. А если в деревню возвращаются учителя, значит, в ее истории еще рано ставить точку.

    Испытано на себе

    У специального корреспондента "РГ" Натальи Граф первый школьный звонок прозвучал для сына Романа. Он стал учеником первого - "Первого" класса гимназии N 62.

    - Проблемы выбора учебного заведения перед нами не стояло, - рассказывает Наташа. - Опытные родители говорят: лучшая школа - та, которая рядом с домом. И я с этим полностью согласна. Вставать ни свет ни заря и ехать через полгорода в элитный лицей - не самый хороший вариант. Самым сложным оказалось выбрать учителя. В нашей гимназии были открыты четыре первых класса: информатики, английского языка и два "простых" - общеобразовательных. Большинство знакомых родителей мечтали о профильном иностранном языке. А мы на семейном совете решили выбирать не специализацию, а педагога. Одна моя подруга устроила дочку в довольно престижную школу, заплатив немалый благотворительный взнос и пройдя несколько тестирований. Однако им "достался" властный и авторитарный учитель. Не привыкший ходить строем ребенок каждый день плакал навзрыд и отказывался идти на уроки. В разгар учебного года дочку пришлось срочно переводить в другой класс, а потом еще месяц водить к психологу.

    Любой серьезный конфликт в таком нежном возрасте способен напрочь отбить тягу к знаниям. В нашу гимназию в этом году пришли три молодых специалиста. У них горят глаза, и это здорово. А моего Ромку будет учить Ольга Юрьевна Новоселова, для которой наш выпуск станет уже восьмым, а школьный стаж - почти четверть века. Я довольна: сын попал в надежные и опытные руки.

    Поделиться