17.10.2011 23:35
    Поделиться

    Тель-Авив отомстил Аббасу за попытку создать независимое государство

    Тель-Авив отомстил главе Палестины за попытку создать независимое государство

    Сегодня начнется первый этап обмена солдата Гилада Шалита на палестинских заключенных, отбывавших наказание в израильских тюрьмах.

    На свободу выйдут 1027 человек. Примерно треть из них были приговорены к пожизненному заключению за террористическую деятельность. До вторника Верховный суд должен рассмотреть обращения жителей Израиля, недовольных освобождением узников. Большинство жалоб подали родственники погибших в терактах.

    Тем не менее все понимают: процедура носит формальный характер. Пересматривать в последний момент условия сделки с движением ХАМАС никто не станет. На первом этапе большинство из 477 заключенных переправят в сектор Газа. После чего Шалита передадут египетским посредникам. Когда военнослужащий вернется домой, из тюрем отпустят остальных палестинцев.

    Освобождение Шалита не просто операция спецслужб по обмену попавшего в беду солдата израильской армии. Сделка имеет политический характер и наносит сильнейший удар по престижу главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Тот неожиданно для себя оказался в роли статиста на важнейшем для автономии событии. В то время как героями дня стали его политические противники из движения ХАМАС.

    В Тель-Авиве нашли по-восточному изощренный способ, как отомстить главе Палестины за его последние демарши в ООН. Обращение Аббаса в Совет Безопасности с требованием признать независимость палестинского государства, вопреки мнению американских спонсоров ближневосточного урегулирования, нежелание главы Палестины договориться, не вынося сор из избы, вызвало сильное раздражение в руководстве Израиля.

    Демонстративное отстранение от участия в сделке по обмену израильского солдата резко снижает популярность Аббаса в глазах арабской улицы. Можно предположить, что главу Палестины намеренно не информировали о подготовке обмена, чтобы дополнительно его унизить.

    Падение рейтинга и усиление политических противников в секторе Газа только часть неприятностей, которые ждут Аббаса в будущем. На свободу выходят влиятельные представители движения ФАТХ, которое возглавляет глава автономии. Усидит ли на своем посту Аббас - большой вопрос. Освобожденные из израильских тюрем более молодые, амбициозные лидеры, к тому же обладающие ореолом мучеников, неизбежно бросят ему вызов.

    Тем более что главе Палестины похвастаться нечем - строительство израильских поселений продолжается, независимое государство не создано, внутрипалестинский диалог буксует. По условиям сделки в обмен на израильского солдата свободу получит член ЦК ФАТХа, основавший военизированное молодежное крыло этой организации, Марван Баргути. В автономии его называют "палестинским Манделой". Еще один потенциальный претендент на пост главы автономии - генеральный секретарь Народного фронта освобождения Палестины Ахмад Саадат, отбывавший пожизненное заключение за организацию покушения на бывшего министра туризма Израиля. Появление на политической сцене Палестины этих именитых вождей не оставляет Аббасу никаких шансов на сохранение власти.

    Такая запутанная ситуация в автономии играет на руку Израилю. После Генассамблеи ООН официальный Тель-Авив был вынужден пойти на прямые переговоры с палестинцами. В том числе по самым болезненным для себя темам. Но, если на палестинских территориях начнется новая смута, у израильских властей появится повод отложить начало диалога.

    Сделка по солдату Шалиту отвечает и внутриполитическим интересам премьера Биньямина Нетаньяху. После масштабных выступлений жителей страны, недовольных экономической ситуацией, правительство оказалось в весьма затруднительном положении. Кабинет не смог в одночасье выполнить требования митингующих, а те в свою очередь не захотели ждать. Сделка по Шалиту дает властям передышку: на ближайшие месяцы внимание всей страны будет приковано к злоключениям проведшего пять лет в плену израильского солдата. В то время как обсуждение экономических проблем отойдет на второй план.

    Поделиться