18.10.2011 12:34
    Поделиться

    На Орловщине вспыхнул спор о том, можно ли считать бизнесом охотпользование

    Сдача охотничьих угодий в аренду не приносит серьезной прибыли в казну

    В Орловской области вспыхнул спор о том, можно ли считать бизнесом охотпользование. Начало дискуссии породили местные блогеры, отслеживающие условия и результаты торгов, в которых участвует областное правительство. 

    Их внимание привлекли аукционы по сдаче в аренду охотничьих угодий. Удивил не сам факт, а цена, по которой эти участки передают арендаторам. Вооружившись калькулятором, блогеры высчитали, что в бюджет от такой сделки поступают сущие копейки. Арендатор получает угодья, но что взамен достается области?

    - Недавно завершился аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Болховском районе сроком на 49 лет, - рассказал депутат облсовета Валерий Воробьев. - Площадь охотугодий превышает 14 тысяч гектаров. А в казну получили всего восемь с небольшим тысяч рублей. Спрашивается, какая выгода от этого бюджету и уже тем более охотникам?

    Чтобы получить ответ на вопрос о том, почему годовая аренда гектара охотугодий составляет менее рубля, Валерию Воробьеву пришлось делать официальный запрос. И только спустя месяц на заседании облсовета представители правительства выступили с объяснениями. Оказалось, блогеры считали неправильно, так как брали общую площадь угодий и делили на сумму аренды. Если усреднять цифры, логика в подсчетах есть. Но по закону в данном случае в аренду из 14,3 тысячи гектаров были взяты, как ни удивительно, всего 60. Причем... за два рубля 46 копеек.

    - Формирование цены регламентировано федеральным законодательством, и мы не вправе что-то менять, - пояснил начальник областного управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Николай Вышегородских. - Она состоит из стоимости аренды участков лесного фонда на данной территории и земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, а также из платы за объемы изымаемых охотничьих ресурсов.

    Как выяснилось, в Болховском районе из арендованных 14300 гектаров лишь 60 относятся к землям лесного фонда. Остальное - поля, луга, дороги, пустыри и прочее, то есть земли сельхозпредприятий, граждан и других собственников. Государственных или муниципальных земель в их структуре не оказалось, поэтому при расчете их не учитывали. Величина сбора за объекты животного мира определялась экспертами на основании исследования популяции, проведенного минувшей зимой. Сумма получилась небольшая - 8135 рублей в год.

    Было, например, подсчитано, что на арендованной территории не обитают лоси и олени, нет там волка и зайца-беляка. Численность других животных невелика. Например, кабанов всего пять, косуль - 27. Еще есть 23 зайца-русака, 15 лисиц и 25 куниц. Арендатору выставили условие - он должен увеличить популяцию. Например, лосей и оленей на арендованной территории должно стать не менее 13, кабанов - 12 и так далее. По словам Николая Вышегородских, без хозяина численность животных, как правило, катастрофически падает. Поэтому областное правительство заинтересовано в привлечении арендаторов.

    - Стоимость аренды участка лесного фонда в соответствии с постановлением правительства России от 22 мая 2007 года N 310 составляет три копейки за гектар в год, - рассказал Николай Вышегородских. - В данном случае в аренду сдано около 60 гектаров лесного фонда, и годовой сбор за них составил 2 рубля 46 копеек. Подчеркну: мы не выдумываем цифры, так написано в постановлении правительства России.

    Вот откуда взялась показавшаяся многим странной, если не заниженной, сумма сделки. Впрочем, по словам Николая Вышегородских, случай в Болховском районе - не типичный. Просто там непривлекательный участок, поэтому для него долго не могли найти арендатора. На аукцион была подана всего одна заявка, ее составитель и одержал победу. По другим, более привлекательным для охотников угодьям, где есть государственная и муниципальная земля, стоимость аренды доходила до трех миллионов рублей в год.

    По мнению Николая Вышегородских, дело даже не в том, сколько средств поступит в областной бюджет, хотя и это немаловажно. Сдача в аренду охотугодий теоретически должна помочь росту популяции зверя, численность которого в последние годы снизилась. В штате облохототдела - десять инспекторов, которые физически не в состоянии контролировать весь регион. А арендатор обязан нанять егерей, охраняющих зверей от браконьеров.

    - В Болховском районе охотпользователь уже принял на работу шестерых егерей, - пояснил Николай Вышегородских. - Кроме того, согласно условиям заключенного с ним договора, он обязан организовать биотехнические мероприятия, то есть подкармливать зверя, проводить вакцинацию. Областной бюджет на эти цели средств не выделяет.

    Однако не всем депутатам объяснение показалось обоснованным с экономической точки зрения. Возник вопрос - если содержать охотугодья так тяжело, зачем коммерсанты их арендуют? Тем более что в числе охотпользователей есть даже муниципальные предприятия, считающие каждую копейку. Тут же, в зале заседаний, начали искать скрытую выгоду. Итак, расходы на аренду в год составляют 8137 рублей 26 копеек. Больше бюджет ничего не получает. А что же имеет арендатор?

    По условиям договора он вправе "пользоваться без разрешения охотничьими ресурсами, находящимися на закрепленной за ним территории или приобретенными им для расселения". Это означает, что за ним закреплено право собственности на добычу и произведенную из нее продукцию - мех или знаменитый барсучий жир, например. То есть он может зарабатывать на производстве. Скажем, шить шубы или шапки или поставлять сырье на фабрику.

    Кроме того, он выдает разрешения на охоту. Причем вправе самостоятельно устанавливать цену. Главное - не выходить за пределы установленных правительством норм и квот. Хотя, как показали проведенные недавно прокурорские проверки, большинство охотхозяйств региона устанавливают не только свои квоты на добычу зверя, но и даже сроки охоты. Такие нарушения были выявлены во всех проверенных хозяйствах. Однако наказание мало кого страшит - законом предусмотрен небольшой штраф.

    Цена охотничьей путевки зависит от вида зверя. Например, в 450 рублей государством оценена "особь взрослого кабана". Молодой идет вдвое дешевле. Охотпользователь может устанавливать более высокую цену. Например, разрешение на добычу взрослого кабана у него стоит 1,5 тысячи рублей. Разница идет на развитие хозяйства, в том числе на проведение биотехнических мероприятий и увеличение популяции зверя. Получается, что при таких ценах всего один охотник, несколько раз сходивший на зверя, может окупить годовую аренду угодий.

    - Я уже шесть лет являюсь охотпользователем, - рассказал депутат облсовета Сергей Потемкин. - Угодья площадью 30 тысяч гектаров находятся в том же Болховском районе. Их содержание обходится в четыре миллиона рублей в год. Могу сказать, что путевками или лицензиями затраты не окупить, даже если продавать их по 10 тысяч рублей. Надо понять, что это не бизнес, что это делается для отдыха, для души. Когда мы взяли угодья, там и трех зайцев не нашли. А сейчас это крепкое хозяйство, где много разных зверей.

    На этом спор не прекратился. Часть депутатов так и не поняла, почему государство само не оплачивает отдых для души и не содержит штатных егерей, как это было раньше? Почему в качестве арендаторов и охотпользователей все чаще выступают коммерческие предприятия, по роду своей деятельности не имеющие к ведению охотхозяйства отношения, а не общественные охотничьи объединения, которые занимались этим много лет? И почему обижаются простые охотники, уверяющие, что их не пускают в "частные" леса?

    Твердо выяснили только одно - пока охотпользование, по крайней мере в регионе, бизнесом не стало. Угодья, действительно, арендуют для души, вот только не каждой душе доступен такой отдых.

    Поделиться