13.10.2011 23:40
    Поделиться

    Около 70 процентов госзаказов размещаются без конкурсных процедур

    ФАС и МЭР не сошлись законопроектами

    Ведомства и общественники вдребезги рассорились, обсуждая изменения в системе госзакупок вчера на заседании в Москве на площадке Народного фронта.

    С тех пор, как в Интернете появился портал о госзакупках, чтение запросов ведомств, начиная с историй о позолоченных кроватях и заканчивая уголовными делами по закупке томографов, давно стало увлекательным занятием. Портал же этот появился благодаря Федеральному закону N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который сейчас усердно переписывают в минэкономразвития. "Да, за пять лет действия ФЗ-94 страна поменялась, у предпринимателей появилась возможность работать без взяток, да, не всегда и не везде, но возможность появилась", - заметил Михаил Евраев из Федеральной антимонопольной службы в ходе дискуссии, развернувшейся на площадке Народного фронта.

    "Большой плюс закона - это качественно новый уровень того, как общество может наблюдать за расходованием государственных денег", - согласился замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Однако приведенная им статистика лучше всяких споров показала, почему его нужно менять: в 2011 году только 13,5 проц. контрактов были заключены через конкурсы, 38 проц. - через электронные аукционы, а 43 проц. - это единственный поставщик. "Мы выходим на 70 проц., если учитывать федеральный и уровень субъектов Федерации, когда госзаказ размещается без проведения конкурсных процедур, и этот постоянный рост не может не тревожить", - признал Лихачев.

    Он вкратце рассказал о законопроекте, создающем Федеральную конкурсную систему, который будет внесен в правительство в течение полутора-двух недель и пообещал, что "все формы общественного контроля остаются, станет даже лучше, потому что будет видно больше". В частности, через специально создаваемый Общественный совет, чьи полномочия будут прописаны в законопроекте. "Зачем? - поинтересовался замминистра финансов Алексей Лавров. - И так есть Общественный совет при каждом министерстве, у нас есть подозрения, кто туда будет стремиться попасть". Еще более категорично был настроен Михаил Евраев: "Мы ничего нового в законопроекте не видим, это на 80 процентов испорченный  94-й закон".

    - У нас с минэкономразвития разная идеология - они хотят дать больше прав заказчику, - негодовал Евраев, - а если появляется субъективизм, то появляются и родственники, в том числе и из контролирующих органов. Мы подготовили другую редакцию, у нас есть законодательное решение этих проблем.

    Лихачев с ним ругаться не стал, заметив, что никаких других законопроектов он не видел. Но и действующий 94-й закон критиковали не менее жестко.

    Так, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Смоленской области Алина Говреченкова со слезами в голосе заявила: "На сегодня мы затарены продукцией, зарегистрированы на площадках, есть цифровая подпись, а продать не можем, все перебивается перекупщиками. На сегодня Брянск не может продать картофель по 3,80 рубля за килограмм. А вот вы сколько платите?"

    "А я сама выращиваю, шесть мешков", - отреагировала вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова, резко сбив пафос. Но Говреченкову было не отвлечь: по ее словам, сельхозпроизводители, несмотря на все субсидии и кредиты, просто не получили доступа на рынок.

    - Сейчас многие крупные бюджетные учреждения, дома-интернаты, например, или ГУИН, вообще не выставляют свои заявки на торги и неизвестно, кто и как там покупает, - негодовала Говреченкова.

    "Да, у нас в республике некоторые больницы и школы ушли в автономные учреждения с единственной мотивировкой - чтоб без конкурсов, и пришлось в республике выстраивать такую конкурсную систему, как в 94-м законе", - заметил гендиректор ГУП "Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" Яков Геллер. Впрочем, он признался, что "в проекте создания ФКС не увидел ничего, что поможет победить коррупцию". "Редко какой принимаемый закон, как 94-й, обнажал бы несуразность нашей жизни, - заметил Геллер, - но не закон виноват, что люди воруют, закон работает градусником и просто показывает темпераратуру".

    - У нас нет проблем с деньгами, есть проблемы в головах, - сурово заметила Светлана Орлова, - и мы должны с этим бороться.

    Поделиться