05.10.2011 23:50
    Поделиться

    Дмитрий Медведев вручил премию "Учитель года России" преподавателю биологии

    Дмитрий Медведев вручил премию "Учитель года России"

    Вчера в Москве в День учителя прошла ежегодная церемония вручения премии "Учитель года России". Главный приз конкурса - хрустального пеликана - из рук главы государства получил учитель биологии из Липецкой области Алексей Овчинников.

    Дмитрий Медведев назвал День учителя всенародным праздником. "Есть такие праздники у нас, они очень важные, но о них даже не все догадываются, а День учителя - о нем знают все", - объяснил он важность этого дня.

    Среди государственных приоритетов сфера образования, на которую из консолидированного бюджета выделяется более 2 триллионов рублей, стоит чуть ли не на первом месте. Высокое финансирование образования глава государства пообещал поддерживать и дальше. "Хотел бы вас заверить, что тот курс, который мы приняли несколько лет назад - курс на развитие школ, на увеличение зарплат учителям, - безусловно, будет продолжен, - заявил он. - И то решение - довести заработную плату всех учителей до среднего уровня в соответствующем субъекте Федерации - будет, безусловно, реализовано".

    Уровень доходов сегодня остается одной из главных тем в диалоге учителей с властью. Дмитрий Медведев мог это понять непосредственно перед торжественной церемонией в беседе с лауреатами конкурса. Первый же вопрос - про зарплаты. "Учительский труд особый, - подчеркнул президент. - Он сложный, и за него мало платят".

    "Поэтому нужно было сделать так, чтобы плата была сопоставима со средней региональной, - сказал Медведев. - Сейчас мы почти этого добились. В следующем году, когда встретимся, все будет нормально". Почти в половине российских регионов это решение уже воплощено в жизнь, а в 38 ожидается его исполнение в течение ближайшего года, но и в них зарплаты подняли на 30 процентов.

    Лауреаты конкурса, естественно, уже зарабатывают за свой передовой и современный труд, может быть, чуть больше остальных. "Мы не последние люди, достигли определенного уровня. И хорошо, что у нас зарплата выше 20 тысяч", - отметил победитель конкурса на встрече с главой государства.

    - С самооценкой все в порядке, - засмеялся президент.

    - А что делать с молодыми учителями?

    - Молодым педагогам нужно понимать, что они молодые педагоги, и не рассчитывать, что у них будет сразу профессорская зарплата, - посоветовал Дмитрий Медведев.

    Он вспомнил времена, когда сам был молодым преподавателем в университете, и тогда его зарплата в пересчете на иностранную валюту составляла семь долларов. Современная молодежь, если она идет преподавать, должна понимать, что будущее зависит от того, как себя зарекомендуешь. "То же самое касается жилья. Невозможно представить, чтобы сразу давали квартиру, хотя в некоторых случаях это необходимо", - сказал глава государства. Так, на селе региональные власти и работодатели могли бы сразу предоставлять молодым специалистам - учителям и врачам - квартиры. Сперва это было бы служебное жилье, но с последующим правом выкупа.

    Для многих учителей их работа стала смыслом всей жизни. Учитель русского языка и литературы из Гатчины Татьяна Юрко имеет за плечами 27 лет стажа. "На пенсию выходить страшно, - призналась она, говоря о перспективах получать ничтожную пенсию. - Хотелось бы, чтобы социальная защищенность преподавателей была выше".

    - Будем увеличивать пенсии, но не одномоментно, а с учетом общей экономической ситуации, - пообещал глава государства.

    - Значит, перспектива есть? - с надеждой спросила преподаватель.

    - Конечно, есть, - ответил президент. - Если не наступит глобальный экономический коллапс и не будет самых плохих сценариев, она, конечно, есть.

    Пока же государство использует и готово рассматривать новые варианты поддержки учителей, стимулируя их этим к саморазвитию. Московский учитель истории Антон Молев считает, что можно было ввести гранты для тех педагогов, кто не только готов выполнять новые стандарты, но и опережать их. И давать не школе в целом, а адресно конкретным учителям. "Если речь идет об оценке индивидуальных способностей, то работать лучше так, - согласился Медведев. - Я за то, чтобы систему грантов совершенствовать, чтобы она была максимально адресной и ориентированной". Причем в систему грантов можно было бы включать кредиты на дальнейшее образование и даже на решение жилищных проблем.

    Вот против чего точно выступает Дмитрий Медведев, так это чтобы доходы учителей в одном субъекте, а тем более в двух соседних школах сильно отличались друг от друга. "В принципе зарплата должна быть разная, но это не должно касаться школ, которые находятся рядом внутри субъекта Федерации, - считает он. - Учителя не виноваты в том, что директор неверные решения принял и не смог организовать внутреннюю систему оплаты труда".

    Финансирование школ должно быть сбалансировано, чтобы не было такого, как рассказали президенту на встрече, - что в школе стоит современное оборудование и в то же время крыша течет. "Все должно идти более или менее гармонично, - заявил Медведев. - Школа - это, конечно, храм науки и в то же время это технологический комплекс, и нельзя допускать таких разрывов, когда стоит нанооборудование и в то же время крыша течет. Это неправильно". Поэтому только в этом году на совершенствование инфраструктуры школ государство направило более 20 миллиардов рублей.

    Не осталась в стороне и популярная тема единого госэкзамена. Учителя обратились к президенту за альтернативой этой оценке знаний учеников при поступлении в высшие учебные заведения. Таковой они видят победы школьников на олимпиадах. "Если мы найдем какую-то альтернативу, я не против, чтобы она использовалась, - не стал возражать президент, поставив лишь одно условие. - Она должна быть такой, чтобы ни у кого не было сомнений, что это такой же тонкий и точный тест, как ЕГЭ".

    Кроме того, круг этих олимпиад должен быть ограничен. Ректор МГУ Виктор Садовничий, чей университет учитывает такие олимпиады при приеме, рассказал, что отбирают их жестко. Из нескольких десятков тысяч признают лишь 74. При этом, по его данным, победители олимпиад составляют всего 1,5 процента от общего числа поступающих в вузы, да еще не каждый университет учитывает результаты олимпиад.

    "Это правильно. Альтернатива ЕГЭ возможна, но количество олимпиад должно быть четким и сами вузы должны определять, учитывают ли они результаты олимпиад", - резюмировал глава государства.

    Прямая речь

    Алексей Овчинников, "Учитель года-2011", преподаватель биологии школы села Баловнево Липецкой области:

    - Я представитель сельского учительства - моя школа единственная в селе, там учатся 60 учеников и работают 14 педагогов. Мы попали под так называемый процесс оптимизации. Сейчас моя школа - филиал базовой школы в соседнем селе. Конечно, наша реорганизация была болезненна, что и говорить... Около 15 процентов педагогов сократили. Правда, в основном это были учителя-пенсионеры, а тех, кто помоложе, - оставили. Против были дети. Старшеклассникам теперь приходится ездить на уроки в соседнее село. Конечно, школьный автобус у нас есть, но все равно неудобно. Правда, при всех минусах я считаю, что процесс оптимизации в сегодняшних реалиях неизбежен. Важно к каждому конкретному случаю, к судьбе каждого образовательного учреждения подходить индивидуально. Принимая решение о закрытии или прикреплении к базовой школе, учитывать мнение и родителей, и учителей, и детей.

    Помимо работы в школе я еще преподаю в центре дистанционного обучения Липецкой области, учу детей-инвалидов, так что дома у меня есть и компьютер, и Интернет. Вообще процесс обучения сегодня очень изменился. Дети стали другими, живут в цифровом мире. Учить их нужно их же "оружием" - использовать и Интернет, и современные средства связи, и мультимедийные технологии. Современный учитель, безусловно, должен владеть как педагогикой, так и быть психологом. И, конечно, любить детей - это самое главное. Без любви к детям все знания педагога - мертвый груз.

    Что помогло мне победить? Я старался прежде всего на всех конкурсных испытаниях показать тот опыт, который приобрел за все те 16 лет работы в школе. Старался быть самим собой, не пытался кого-то копировать. Может, это и сыграло решающую роль.

    Подготовила Мария Агранович

    Поделиться