04.10.2011 12:50
    Поделиться

    На ДМЭФ эксперты определили положения новой экономики Дальнего Востока

    На пятом Дальневосточном международном экономическом форуме в Хабаровске определили положения новой экономики региона: необходимость формирования новых отраслей промышленности, в частности, межрегиональных металлургических комплексов и национального космического центра, а также модернизации традиционных отраслей специализации. Значит, необходимы новые государственные институты развития.

    Как заявил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, решение экономических задач возможно только при обеспечении в долгосрочной перспективе (до 2030 года) темпов роста в пять-семь процентов в год. Лишь в этом случае динамика производства в несырьевых секторах будет значительно превышать динамику роста добычи сырья, а в структуре экономики может начаться процесс ощутимого снижения доли сырьевых отраслей.

    Другой вопрос: можно ли этого добиться и какая роль принадлежит в решении этих задач Дальнему Востоку?

    - Часто можно услышать мнение, что Россия - это коммерчески неэффективное пространство, - сказал академик. - С этой точки зрения, чтобы добиться настоящей эффективности, в государстве надо оставить Москву и Тюменскую область - все остальное не нужно. В целом есть такая короткая формула: в перспективе мы должны иметь в России жизненный уровень, близкий к европейскому, а на Дальнем Востоке - близкий к среднероссийскому. При таком подходе будет реализовано все, что было сказано о развитии региона.

    - Сегодня в субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона сформированы инвестиционные портфели различного масштаба и уровня проработки, - продолжил тему председатель совета ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", губернатор Амурской области Олег Кожемяко. - И имеющийся региональный опыт позволяет сформулировать общие проблемы.

    Основных ограничителей в развитии Востока России, по мнению губернатора, четыре.

    Первый - инфраструктурный, причем речь идет обо всех составляющих: транспортной, энергетической, социальной, коммуникативной, жилищно-коммунальной, таможенной, пограничной. Динамика любого из этих показателей не в пользу дальневосточных территорий. Например, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в целом по стране - 31 километр на тысячу квадратных километров, а в Амурской области - 20 километров, в северных ее районах - пять. 109 населенных пунктов не имеют круглогодичного автомобильного сообщения.

    Второе ограничение связано со стоимостью все тех же инфраструктурных услуг. Дальний Восток - это высокие транспортные и жилищно-коммунальные тарифы, энерго- и тарифы за тепловую энергию и на другие услуги, формирующие высокий уровень издержек ведения бизнеса, а значит, и низкую конкурентоспособность выпускаемой продукции. К примеру, отправка лесных грузов с территории Тындинского района Амурской области до станции Гродеково в Приморском крае равна по стоимости перевозки до Санкт-Петербурга.

    Кроме того, банковское участие в формировании инвестиционного потока на Дальнем Востоке невелико - пять процентов, а без учета лидера банковского кредитования - Сахалинской области - менее двух процентов. В среднем по России банки формируют около девяти процентов инвестиционного потока.

    Третье ограничение вытекает из высокого уровня дотационности региональных бюджетов. Четвертое заключается в дефиците высококвалифицированных кадров.

    - Устранить указанные ограничения невозможно без участия государства, - подчеркнул Олег Кожемяко. - Но при этом институты развития - несмотря на то, что созданы за счет государственных средств - носят все же коммерческий характер. Подход к оценке и отбору инвестиционных проектов сугубо коммерческий: выбор, как правило, делается в пользу проектов с высоким уровнем рентабельности и минимальными рисками. Нам же нужны государственные институты развития для диверсификации экономики, формирования новой ее структуры. А это другие проекты по объему финансов, по длительности и комплексности.

    Ко всему прочему, считает губернатор Приамурья, действующий механизм особых экономических зон (ОЭЗ) не поддерживает отстающие территории. Регионы, претендующие на создание ОЭЗ, должны иметь стабильную экономику, опыт реализации крупных инвестиционных проектов и готовую инфраструктуру.

    Между тем, создание экономзон федерального и регионального значения на приграничных территориях позволит повысить конкурентоспособность страны в отношениях с сопредельными государствами. Кроме того, они могут стать действенным механизмом привлечения инвестиций.

    - Учитывая, что Дальний Восток богат природными ресурсами, считаю необходимым расширить перечень видов особых экономических зон с их ориентацией на добычу полезных ископаемых и переработку добытого сырья, а также ввести такой вид зон, как приграничные. Кроме того, необходимо узаконить на федеральном уровне создание региональных зон с сохранением всех преференций за счет федерального бюджета, - заявил Олег Кожемяко.

    По его словам, региональные модификации зон позволят эффективно организовать разработку и запуск инвестиционных проектов. При этом не потребуется серьезных вложений в инфраструктуру, крупных закупок импортного оборудования.

    Поделиться