28.09.2011 23:27
    Поделиться

    На Урале предлагают ввести господдержку частных детских садов

    Свердловское региональное отделение общественной организации бизнеса предложило разработать закон о господдержке семей, пользующихся услугами частных детских садов.

    Предприниматели предлагают ввести для родителей, которые водят своих малышей в негосударственные детские сады, целевые социальные дотации в размере до 10 тысяч рублей, в зависимости от финансовых возможностей муниципалитета. Эти деньги предполагается не выдавать семьям на руки, а направлять на оплату услуг дошкольных организаций в безналичной форме (по аналогии с родовыми сертификатами). Причем документ, дающий право на бюджетную дотацию, должен быть именным, выписанным на ребенка, а не одного из родителей, то есть воспользоваться "скидкой" сразу в двух местах или продать, подарить не получится.

    Таким образом, считают разработчики законопроекта, можно не только снизить в регионе социальную напряженность, связанную с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, но и повысить качество предоставляемых услуг. Сегодня, по сути, муниципальные и частные детские сады не являются конкурентами. Только в Екатеринбурге очередь в МДОУ составляет 19 тысяч человек, власти обещают ликвидировать ее к 2014 году, но к тому моменту многие малыши уже станут школьниками. Альтернатива муниципальным детским садам есть - центры по уходу, школы развития, мини-садики и т. д., но плата за содержание ребенка в таких организациях в 10-15 раз выше. Не всем семьям это по карману.

    Помимо создания конкурентного поля в сфере дошкольного воспитания, инициатива направлена на развитие и легализацию уже действующего малого бизнеса в социальной сфере. Если бюджет возьмет на себя часть родительских трат, спрос на частные дошкольные учреждения может увеличиться, а это, по идее, должно подтолкнуть владельцев негосударственных ДОУ к расширению сети и созданию дополнительных рабочих мест.

    Интересно, что принципиальных различий между большими частными детскими садами (юрлицами) и так называемыми центрами по уходу за детьми (как правило, это ИП) в проекте не делается. Целевым способом можно будет оплачивать услуги и тех, и других, главные условия - наличие санэпидзаключения, образовательной лицензии и членство в саморегулируемой организации. Для определения круга участников рынка предлагается создать типовое положение о таких организациях, а для контроля за распределением государственных средств - независимый вневедомственный орган (комитет или совет СРО). Также обсуждается введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев мини-садиков перед потребителями в случае, если условия в них по каким-то несущественным параметрам не соответствует нормам СанПиНа (высота потолков, собственная площадка для прогулок и т. п.).

    - Удачный опыт решения проблемы доступа к услугам дошкольного образования есть в Норвегии. Там детские сады финансируются государством (около 400 долларов США в месяц на ребенка) и муниципалитетами, вне зависимости от того, являются они государственными или частными. Вклад родителей составляет 22-30 процентов. Равны детсады и в отношении получения грантов. Поэтому количество частных дошкольных организаций в Норвегии уже сравнялось с количеством государственных, а охвачено системой дошкольного образования 80 процентов малышей, - рассказывает Максим Стародубцев, член совета Свердловского РО "ОПОРА России".

    Пока обсуждаются варианты выплаты разовой дотации, но общественники полагают, что ее нужно сделать ежемесячной. Как при этом увеличится нагрузка на бюджет, пока не просчитано.

    - Мы поэтому и говорим о необходимости создания комиссии по разработке законопроекта совместно с региональными министерствами экономики и образования, депутатами. Власти делают упор на строительство новых детских садов, фактически при этом идет поддержка стройкомплекса. А мы предлагаем более гибкий вариант. Давайте вместе сядем, просчитаем реальные затраты, подвергнем законопроект широкому профессиональному и общественному обсуждению. Одним строительством проблему не снять: сегодня люди не рвутся работать в муниципальных детских садах, многие туда идут только ради служебной путевки. Промежуточный вариант СРО можно создать и в рамках общественной организации бизнеса, и уже по ее линии продвигать инициативу о поддержке негосударственного дошкольного сектора, - рассуждает Максим Стародубцев.

    Но власти пока придерживаются другой позиции, предпочитая дотировать не население, а бизнес. В мае в целевую программу "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области на 2010-2014 годы" были внесены изменения, касающиеся частного сектора. Со следующего года регион планирует предоставлять негосударственным дошкольным образовательным учреждениям (НДОУ) субсидии на конкурсной основе. На эти цели в бюджет-2012 планируется заложить 10 миллионов рублей. Однако получить такую поддержку смогут только учреждения, имеющие образовательную лицензию и создающие дополнительные места во вновь открываемых группах.

    - Наше министерство может оказывать поддержку лишь учреждениям, имеющим статус образовательных. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы центры по уходу за детьми проходили лицензирование и оказывали свои услуги легально, по утвержденным программам, - подчеркивает Марина Мамылина, главный специалист министерства общего и профессионального образования Свердловской области. - Мини-садики, занимающиеся присмотром и уходом, могут рассчитывать на господдержку по линии департамента государственной службы занятости населения (субсидии гражданам, зарегистрировавшим собственное дело, при создании новых рабочих мест) либо департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики (по программе "Начни свое дело").

    Владельцы мини-садиков расценивают перемены положительно, хотя признают, что не всегда удается выстроить диалог с властями.

    - Мы направили несколько предложений, в том числе в управление образования Екатеринбурга, по механизму распределения дотаций. Если деньги предназначены на ремонт или строительство помещения, площадок для прогулок, то они должны выделяться в виде субсидий. Возведенные на муниципальные деньги сооружения будут считаться муниципальной собственностью, вне зависимости от того, какие конкретно детсады - частные или государственные - будут ими пользоваться, - говорит Мария Фоминых, председатель правления НП "Центры по уходу за детьми Свердловской области". - А вот финансовая помощь на организацию бизнеса, покупку оборудования, мебели, игрушек должна осуществляться в виде процентных ссуд, чтобы предприниматель понимал, что он несет ответственность перед городом и должен развивать свой бизнес так, чтобы вернуть вложенные средства. К сожалению, никакого ответа от чиновников на наши предложения не последовало.

    По ее словам, в данный момент ведется регистрация некоммерческого партнерства, которое де-факто существует уже несколько лет. С прицелом, что в будущем это НП станет саморегулируемой организацией. Процесс идет небыстро, уже три раза региональное управление минюста возвращало устав на доработку.

    - Что касается страховки - мы двумя руками "за". Более того, отдельные центры по уходу за детьми в Екатеринбурге уже два года страхуют свою ответственность. Размер компенсации составляет 8000 рублей, если нанесен вред здоровью ребенка, и 2000 - если повреждено имущество (комбинезон порвали, например). Закон не нужен, чтобы понять, что и владельцам бизнеса, и родителям так спокойнее, - подчеркнула Мария Фоминых.

    Кстати

    В пресс-релизе, распространенном инициативной группой екатеринбуржских родителей, высказано мнение, что для поддержки вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, следует закладывать в бюджет средства на выплату компенсации в размере 80 процентов родительской платы на содержание ребенка в них, как это предусмотрено законом. Выделение средств в меньшем объеме приведет к разделению детей по имущественному цензу родителей, что вызовет рост социальной напряженности. Исключение таких детей из очереди на получения доступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальном детсаду противоречит Конституции РФ. Кроме того, это приведет к сокращению очереди и, соответственно, уменьшению строительства новых мест, что ущемляет права других детей.

    Поделиться