22.09.2011 23:30
    Поделиться

    Легко ли быть деловой женщиной в России?

    Когда "Исследовательский центр портала Superjob.ru" провел опрос на тему: "Какой начальник лучше - мужчина или женщина?", наши граждане первым делом проголосовали за мужчину (46 процентов). За начальниц проголосовали лишь 7 процентов. Однако для 47 процентов россиян все же не имело значения, кто начальник. Хотя жизнь показывает, что женщина-руководитель имеет массу преимуществ.

    Татьяна Костенкова, советник президента по развитию бизнеса крупнейшего холдинга, за шестнадцать лет сделала весьма успешную карьеру. Самостоятельно, без поддержки и протежирования, прошла путь от простого юриста до топ-менеджера. Сейчас пишет книгу - руководство для деловых женщин. Трудно ли быть в России бизнес-вумен? Успешная бизнес-леди поделилась своими наблюдениями с корреспондентом "РГ".

    В начале своей блестящей карьеры Татьяна работала юристом в адвокатской конторе, вела дела крупных клиентов, заполучить которые было нелегко.

    - В1998 году случился банковский кризис, - вспоминает она, - и если для кого-то это был тяжелой период, то для нас, юристов, это было замечательное время. У нас было много судебных дел, но мне, как молодой, да еще и женщине, заполучить такие дела было непросто. Мы с моей такой же молодой коллегой вышли из ситуации следующим образом: большой и солидный мужчина в хорошем костюме с дорогими часами получал контракт, а мы его выполняли. Клиенты видели солидного импозантного мужчину, хорошего возраста и без проблем, отдавали ему свои многомилионные дела.

    Надо сказать, что этот период недоверия к молодости и полу девушки преодолелили безупречно, не проиграв ни одного дела. Постепенно клиенты узнавали, что за солидными плечами находятся две молоденькие юристочки, но реагировали уже смиренно.

    - Когда начинается работа и дела выигрываются, становится уже не так важно, кто за этим стоит на самом деле, - констатирует Татьяна.

    Солидный мужчина в хорошем костюме получал контракт, а мы его выполняли

    Это теперь она вспоминает со смехом, как перекрашивала волосы в черный цвет и надевала объемные костюмы, чтобы казаться солиднее и старше. А тогда все было довольно непросто.

    - В то время бизнес был жесткий, и роль женщины была в нем минимальной, - объясняет она. - С одной стороны, строились новые жесткие экономические отношения, а с другой - оставался советский подход, например, решение важных вопросов происходило в бане с распитием водки и пива. Сами понимаете, что женщине там не место, а если и место, то уж никак не деловой, - смеется Костенкова.

    Сейчас быть деловой женщиной намного легче.

    - Изменилась ситуация в бизнесе, - поясняет бизнес-леди. - То, что Запад проходил десятилетиями, мы осваивали за год. Сегодня российский бизнес стал западно-ориентированным, с равенством полов и прочими привелегиями. Переговоры из бани все-таки перенеслись в переговорные комнаты. Стрелки заменились собраниями, пацанские отношения - договорами, и в таком бизнесе женщине, конечно, намного легче, чем в том, постперестроечном. Да и отношение к деловой женщине стало более гуманным, - сравнивает Татьяна. - Конечно, за шестнадцать лет карьеры произошли изменения и со мной, - продолжает она, - я получила три образования, у меня появился опыт работы, а все это наполняет чем-то, что другие считывают на уровне энергетики. Наверное, это диктуется уверенностью в себе, если ты в себе уверен, тебе не надо никому ничего доказывать.

    Однако, несмотря на то, что жизнь бизнес-вумен стала проще и к присутствию дам в российским бизнесе вроде начали привыкать, положение женщины в этой сфере все-таки до конца не определено. Кто она: представитель слабого пола или начальник?

    - Одно дело, когда женщина изначально собственник бизнеса, - говорит Татьяна. - Другое дело, если она делает карьеру с низовых уровней. Ей очень сложно обозначить свою позицию и установить правила игры. И на практике выясняется, что есть множество нюансов, которые бизнес-леди не в состоянии преодолеть. Взять хотя бы элементарный деловой этикет. Ведь зачастую наши бизнес-дамы просто не знают, как себя вести. Например, во многих компаниях место за столом переговоров не регламентировано, и женщины, ввиду своей природной скромности и деликатности, совершают одну и ту же постоянную ошибку - они садятся во второй ряд или куда-нибудь на угол, подальше от руководства. С другой стороны, если женщина сразу займет место "вожака", это может вызвать агрессию. В этом случае, я для себя приняла следующее правило: нужно занимать позицию соответсвующую не полу, а должности. Если ты руководитель отдела, и большинство руководителей сидят за столом, то нужно садиться за стол. Здесь совсем не нужна лишняя скромность. Место за столом - это все-таки проявление статуса, а наше общество очень статустное. Как в "Кин-дза-дза", нужно знать кому сделать два "ку", а кто и одним обойдется.

    Поскольку никаких правил для деловой женщины не существовало, Татьяне приходилось придумывать свои. Например, появляясь в новой компании в руководящей должности, она строго придерживалась древнего правила: "В Риме веди себя как римлянин".

    - Вот вы знаете, как здороваться с женщиной-начальником?

    Я признаться, не то, что не знаю, а и вовсе стараюсь избегать начальников любого пола.

    - В принципе за руку здороваться с начальницей, наверное, не стоит, - размышляю я. - Может быть, присесть в реверансе?

    - Если в компании никогда не было женщины-руководителя, можно успешно создать прецедент: здороваться за руку, - учит меня Татьяна. - Однако было бы неправильно, если женщина входит в коллектив и начинает ломать устои. Резкие изменения дистанцируют ее от общества. Тут и так для всего коллектива шок: новый начальник, да еще и женщина!

    Спрашиваю у нее, неужели коллеги-мужчины никогда не обращались к ней просто-напросто: Танечка?

    - Это снисходительное "Танечка" мне приходилось слышать довольно часто, - признается она. - Как верно заметила Ирина Хакамада, это очень удобный вариант сделать женщине комплимент и заодно акцент на ее пол. Вроде ничего плохого не сказал, но поставил на место, "женщина, что с нее взять".

    Поэтому, - продолжает свои наставления Татьяна, - женщина не должна обращать внимание на происки мужчин. Как-то мне дали в управление операционный отдел, который состоял из мужчин с техническими специальностями. Я поняла, что есть только один способ справиться - честно и много работать. Не заискивать, не пытаться понравиться. Я, кстати, часто привожу в пример опыт одной известной антикризисной управляющей Натальи Кочетковой, она использовала следующий прием, который ей помогал в таких сложных ситуациях. Она говорила: "Да, я баба, баба-дура". При этом спасала производство.

    По мнению Костенковой, концепцию современного бизнеса создали мужчины. Именно они установили правила игры, и то, что сейчас туда внедряются женщины, необычно.

    - Все равно, как прийти играть в баскетбол на коньках, - подыскивает подходящее сравнение Татьяна. - Неудобно и смеяться будут. Поэтому если вы пришли в организацию, созданную мужчинами, надо стараться играть максимально близко к их правилам, снимите коньки.

    комментарии

    Мария Гайдар, бывший вице-губернатор Кировской области:

    - Мне кажется, самое главное для деловой женщины быть свободной и независимой в своих суждениях, вежливой со всеми и открытой. Что касается внешности бизнес-леди, то я не понимаю, почему если женщина привлекательна, она должна скрывать свою привлекательность. Конечно, одно дело, когда женщина работает в бизнесе, в компании где есть определенный дресс-код и традиции. Лично мне нравится определенная свобода в одежде. Хотя я против слишком сильной эксплуатации женской сексуальности, причем не важно - руководишь ты крупным холдингом или просто идешь по улице. На мой взгляд, одежда должна быть такой, чтобы было удобно работать, чтобы ничего не отвлекало. Однако я против позиции, что если мужчины как-то чересчур бурно реагируют на женщину - она должна меняться. Я считаю, что мужчина должен уметь себя держать. А у нас только и слышно от мужчин: "мы не можем сдержаться, если женщина приходит с большим вырезом". Вот это мне непонятно совершенно. В конце концов, научитесь контролировать себя, и все. Меня часто спрашивают, как реагировали на меня мужчины, когда я была на посту вице-губернатора, могу сказать, что в их отношении ко мне никогда не было даже никакого намека на то, что я женщина, и меня это очень устраивало.

    Наталия Гауфман, стилист-имиджмейкер:

    - Есть определенные требования к внешности в бизнес-сфере. Из известных широкой общественности дам, на мой взгляд, этим канонам в целом соответствует внешность Валентины Матвиенко, у нее всегда очень собранный и опрятный вид. Ее имидж согласуется с ее статусуом, ей успешно удается совместить строгий деловой стиль с элегантностью. За последние годы примеров стилевых ошибок стало гораздо меньше. Ведь когда внешность партнера не соответствует определенным правилам, многие поостерегутся заключать с ним серьезные договоренности. Помимо этого, в последнее время модельный ряд предметов костюмных ансамблей, традиционно относимых к строгому и деловому стилю, несколько трансформировался. Юбочные костюмные сочетания стали гораздо чаще встречаться, чем превалировавшие несколько лет назад брючные. Умеренно приталенные жакеты гармонично вписываются в стиль делового гардероба. Помимо традиционных для России цветов делового костюма- черного, коричневого, серого и темно-синего, появились разнообразие спокойных и строгих сложных оттенков в костюмных тканях, позволяющих сочетать деловую направленность с подстройкой под личную индивидуальность. Костюмный комплект бизнес-леди должен состоять из жакета и юбки (или брючное сочетание, удобное, например, во время деловых поездок , причем в классическом каноне длина юбки должна быть строго по колено, не выше. На ногах - классическая одноцветная лодочка на устойчивом невысоком каблуке 4-5 см. Колготы должны быть однотонными, матовыми (без блеска) и спокойных тонов, близких к телесному цвету - оттенки беж, коричневатые либо серые, в том числе с незначительными оттенками, сочетающимися с цветом обуви или нижней части костюма (синеватым или коричневатым). Макияж должен быть лаконичным и сдержанным. Очень важно для бизнес-леди соблюдать высокий стандарт качества вещей - текстильные изделия обязательно должны быть выполнены из высококачественных, преимущественно натуральных тканей. Галантерея - натуральная кожа. Украшения - ювелирные изделия преимущественно среднего формата, лаконичных контуров, без острых углов и резких линий.

    опрос

    Поделиться