20.09.2011 23:01
    Поделиться

    Главные призы "Киношока" достались "Письмам ангелу" и "Шапито-шоу"

    Главные награды "Киношока" получили "Письма ангелу" и "Шапито-шоу"

    Вчера завершился ХХ открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок".

    Призы распределились следующим образом. За лучшую режиссуру награду получил эстонец Сулев Кеэдус, своим фильмом "Письма ангелу" покоривший всю женскую половину "Киношока", плюс большое жюри под председательством узбекского режиссера Али Хамраева и при непосредственном участии в голосовании членов жюри Андрея Битова, Виктора Ерофеева и Владимира Досталя. Эстонские "Письма ангелу" - это очень депрессивная история, от которой, несмотря на весь ее сосредоточенный в двух часах экранного времени вселенский пессимизм, глаз невозможно оторвать вплоть до самого последнего титра, так она изысканна и столь безупречна визуально. С "обязательным" теперь для нового авторского кино показом психушки, с пунктирными, нарочито обрывистыми нитями повествования. Сюжет - на стыке глобального политического катаклизма и фатальной внутренней катастрофы, происходящих в вымышленном городе крайне непредсказуемых женщин. В поле их зрения попадает единственный в Эстонии мусульманин. Он принял другую веру во время службы в Афганистане, задержался там на "лишние" двадцать лет, а вернувшись, наконец, домой, обнаружил, что здесь его уже никто не ждет, ни одна живая душа не помнит и ничто не держит. Он параноидально ищет свою дочь, которую никогда не видел, но слышал, как он считает, ее голос и плачь, однако поиски эти бесконечны во времени и пространстве, так как дочь - лишь плод его больного воображения, ангел-хранитель, которому всю войну он писал письма. Метафорическое противопоставление мира женщин Запада и мужчин Востока выглядит здесь далеко не в пользу первых: сдержанность восточного человека подается как константная антитеза истеричности всех окружающих его дам. Причем мусульманство здесь, по замыслу режиссера, лишь предполагаемое обстоятельство. "Весь фильм - это воспоминание человека, который через двадцать лет возвращается в ничто, и уходит в ничто, - рассказывал на "Киношоке" режиссер Сулев Кеэдус. - Когда я выбирал актера на эту роль, я искал такого человека, про которого можно сказать, что он пришел из ислама. (Главного героя - эстонца-мусульманина - сыграл известный театральный эстонский актер Тыну Оя. - Прим. ред.). У него такие глаза, как будто он всю свою сознательную жизнь жил в горах".

    "Письма ангелу" - одна из самых трагических картин, показанных на фестивале "Киношок", конкурировала в основной программе полного метра с одной из самых комических - "Шапито-шоу" Сергея Лобана. Вместе они и победили: "Шапито-шоу" (о котором после московского показа фильма "РГ" писала подробно) достался главный приз "Киношока" - "Золотая лоза", а второй по значимости приз за режиссуру отправился, как уже было сказано выше, в Эстонию.

    За лучший сценарий в Анапе был отмечен узбекский фильм "Свинец" и Зульфикар Мусаков, написавший и снявший историю сталинских лет из жизни узбекских сотрудников НКВД. Приз за лучшую операторскую работу имени Александра Княжинского присудили Юрию Шайгарданову за российский фильм "Дом на обочине" (подробнее о нем читайте в статье "Любовь после аварии" в "РГ" за 15 сентября). Лучшую женскую роль сыграла Наталья Аринбасарова в казахской картине с участием Жерара Депардье "Жиде. Нежданная любовь" (см. "РГ" за 14 сентября). А за лучшую мужскую роль поздравляли сразу двух актеров: Нуржумана Ихтымбаева из Казахстана (за ту же "Жиде. Нежданная любовь") и нашего, российского с литовскими корнями, Сергея Пускепалиса, сыгравшего азербайджанца в азербайджанском фильме Мурада Ибрагимбекова "И не было лучше брата". Специальными дипломами жюри отмечены "Риэлтор" - казахстанская "Кин-дза-дза" наших дней в режиссуре Адильхана Ержанова, и дебютная актерская работа Нино Нинидзе (Грузия, дочь легендарной Ии Нинидзе) в уже упомянутой азербайджанской картине "И не было лучше брата". Ну так уж исторически благополучно сложилось на "Киношоке", что здесь русские, грузины и литовцы играют азербайджанцев, эстонцы становятся мусульманами, таджики снимают про узбеков, а казахи создают смешанные семьи с французами, и делают это столь достоверно и убедительно, что собранный большой урожай призов "Киношока" - отнюдь не самое главное в этой завершившейся вчера юбилейной фестивальной истории.

    Поделиться