12.09.2011 23:20
    Поделиться

    Живущие на острове в Карелии дети не смогли пойти учиться в школу

    В наступившем году в школу пошли около 13 миллионов детей. Среди этих миллионов точно нет четырех юных россиян, живущих в Карелии на острове Б. Климецком. Почему? Об этом они рассказали в письме, которое передал в редакцию "Российской газеты" министр образования и науки Андрей Фурсенко. Приводим письмо полностью.

    "Всем здоровья!

    Мы живем в Карелии на о. Большом Климецком. В нашей семье сейчас четыре ребенка (7, 9, 12, 15 лет) школьного возвраста, а через два года еще одному (пока ему 4 года) наступит пора учиться.

    Несколько лет назад местную школу закрыли, учителя разъехались. Бывший директор торгует водкой в школьном помещении, а теперь там еще и турбаза у него. Детей больше нет, кроме наших.

    В интернат своих детей ни за что на свете не отдадим. Кстати, ближайший - за 40 км по воде от нас - закрыли пожарные.

    Обращались к министру Карелии - школы не будет. Пытались сдавать экстерном в Петрозаводске (70 км вертолетом), но очень тяжело с транспортом и просто не хватит денег никаких. Пару лет назад приезжала на подушке комиссия с Медгоры, пообещали компьютер, лыжи и т.п. Но так все и затихло. Открыто говорят, что денег нет и школы не будет никогда, хотя недавно еще министр по ТВ клялся, что даже если один ребенок есть, то школа будет где угодно.

    Спасает то, что теперь купили модем сотовый и качаем с торрентов программы пиратские: сами пытаемся. Компьютер купили старенький.

    В нашей семье никто не пьет и не курит. Дети здоровы. Есть корова и телка. Большие огороды. Даже пчел стали держать для здоровья детей. Но с деньгами туговато пока. Даже покупка учебников подсадила бы семью на голодный паек на месяц. Не меньше.

    Мы счастливы, что все вместе! Но грустно, что нет возможности считать себя под защитой государства. Конечно, детские дома переполнены и полно детей бездомных. Это ужасно!

    Так что по большому счету за нас можно и порадоваться!

    Мы очень долго до этого жили на соседнем острове Кижи (5 км), но там школу закрыли еще раньше, несмотря на статус ЮНЕСКО - центр культуры. Теперь смотрим на проходящие мимо огромные теплоходы, видим тысячи счастливых лиц, но никому и в голову не приходит, что тут царит мрак неучения!

    С уважением!

    Многодетная семья Логиновых".

    репортаж

    Корреспондент "РГ" съездил в гости к Логиновым и своими глазами увидел, как и чем живут дети, не по своей вине оставшиеся без школы.

    Логиновы из деревни Лонгасы, что рядом с островом Кижи, живут на Большом Климецком острове и считают себя счастливыми. Все их устраивает, кроме одного: дети, а их пятеро, не могут учиться. Все школы в ближайшей округе давно закрыты.

    Быстроходный метеор мчит меня к острову Кижи. Красота архипелага завораживает. Живописные водные загубины, на берегах которых расположены малюсенькие деревеньки в несколько дворов, небольшие скальные островки, где, буквально цепляясь за голые шхеры, растут сосны, облака таких конфигураций, какие просто немыслимо себе представить, величественная Преображенская церковь, отражающаяся в озере всеми своими 22 деревянными главами. На Кижском причале среди встречающих только трое детей. Никаких первосентябрьских атрибутов: нарядных костюмов, шаров, бантов, красивых ранцев. Дети Логиновых в резиновых сапогах, повседневных штанах и куртках. Зато улыбки до ушей, от радости, что удалось побывать в людном месте и встретиться с новым человеком. На видавшей виды фамильной спасательной шлюпке отправляемся к Логиновым, до дома которых плыть 55 минут.

    - Но сначала посмотрим сеть, - говорит глава семейства. - Если рыба попалась, будет уха.

    Две старшие дочери, первой Маше - 16 лет и второй Маше - 13, ловко орудуют веслами. Отец приподнимает сетку, десятилетний Миша готов подхватить рыбу. Нынче Логиновым не особенно повезло. Попался один лещ и маленький окунек. Но на уху вполне хватило. Девочки быстро почистили рыбу, развели костер, а еще сделали вкусный чай из озерной воды.

    - Мы всегда все с собой в шлюпке возим, и тарелки, и чашки, она, как наш второй дом, - говорит старшая Маша, моя тарелки. - Это наше место на этом острове, а всего таких, наверное, около десяти. Каждое имеет название, про одно говорим: "поедем на чайник", потому что мы там чайник потеряли. Правда, потом нашли.

    - А почему вы двух дочерей назвали одинаковым именем? - спрашиваю Михаила Логинова.

    - Может, из-за экстравагантности, - смеется он. - А может, потому что Мишу ждал.

    - И они вдвоем откликаются?

    - Младшую Машу мы зовем Лялей.

    Михаил Логинов во всем такой - неординарный. С одной стороны, обычный пятидесятилетний деревенский мужик, у которого - золотые руки, все может сделать сам, никакой работы не боится. По первой профессии он - пекарь. На острове Кижи, где долгие годы жил, даже имел небольшую пекарню, свой хлеб продавал. Михаил еще и классный печник. Его печи и камины, а таких порядка тысячи, хранят тепло не только в разных районах республики, но и в других городах страны. К своему ремеслу он приучает и детей. Старшие Маши и Миша помогают отцу, гордо говорят: мы - одна бригада.

    С другой стороны, совершенно непьющий и некурящий Логинов - фанат компьютера и Интернета, активный участник многих форумов. И именно благодаря этому увлечению Михаил приобщился к совершенно новому делу - занялся пчеловодством. Раз пятьдесят, наверное, посмотрел любительский фильм о том, как сделать ульи, какого размера должны быть рамки, как их правильно поставить. Сейчас у него только пять пчелиных семей, но к следующему лету Логинов намерен увеличить их в десять раз. За зиму вместе с детьми он планирует соорудить 50 новых ульев. Ухаживает за пчелами Михаил вместе с десятилетним сыном Мишей. Специальные защитные костюмы пошила жена - тоже Маша.

    - Она жила в Петрозаводске в одном подъезде с моей мамой, - рассказывает Михаил. - Я не замечал, девочка совсем. Но однажды столкнулся с ней на площадке. И все. Специально звонок ей испортил, чтоб был повод зайти и починить. А потом она ко мне на остров приехала, из дома сбежала. Маше как раз исполнилось семнадцать лет, а мне - 32.

    - Так у вас настоящая любовь была.

    - Почему была? - удивился Логинов. - У нас пятеро детей, четыре дочери и один сын, надеюсь, не последний. Мы счастливы, что мы вместе, что живем на острове. Нелегко, но с радостью.

    Действительно, жить на Большом Климецком острове многодетной семье непросто. Постоянной работы нет. Недавно Михаил, как безработный, по программе самозанятости получил пособие за один год и купил корову. Потом появился и теленок. Глава семейства собирается приобрести еще буренок и серьезно заняться фермерством. Купил мотоблок и теперь с его помощью заготавливает сено. Сейчас он оформляет документы, чтоб взять в аренду на 49 лет гектар земли. Кроме того, Михаил заложил фундамент собственного дома, вместе с женой они его построят на деньги материнского капитала. До этого семья обитала в чужих домах, пустующих.

    В деревне Лонгасы всего несколько жилых домов, ближайший магазин в соседнем населенном пункте, там же и почта. А больше ничего нет. Библиотека закрыта, клуб - на замке, а вокруг него кострища и свалки пустых бутылок. В селах на острове - одни старики. Только у Логиновых дети. Но учиться им негде. Сначала закрылась школа на острове Кижи, где жил Михаил с женой, они переехали в деревню Сенная Губа. Но и там их первенцы недолго задержались. Теперь в здании бывшей школы находится турбаза и магазин с широким выбором спиртных напитков.

    - А в интернат детей мы не отдадим ни за что в жизни, - говорит Михаил. - Ничему хорошему они там не научатся, только пить да курить. Да и нет его поблизости.

    Вот и занимаются со своими детьми Логиновы сами, как умеют. Мама учит читать, считать. Семилетняя Надя должна в этом году пойти в первый класс. Свои начальные уроки она проходит дома, читает уже по слогам. Через три года в школу соберется и четырехлетняя Верочка.

    Шестнадцатилетняя Маша тоже очень любит читать, "проглатывает" все книги, которые ей попадаются. Если они с папой едут в Петрозаводск, первым делом бежит в библиотеку, набрать литературы. Папа старается регулировать читательский интерес старшей дочери, не одобряет фантастику, хотя Маше она очень нравится. Девочка мечтает сама написать произведение о своем острове, а пока делает записи в личном дневнике. А еще у нее есть электронные книги. Михаил завел в компьютере каждому ребенку личную папку и скачивает туда нужную литературу, снимки, образовательные программы. Телевизора у Логиновых нет, но они в Интернете слушают аудиоспектакли, смотрят фильмы, мультфильмы. Правда, компьютер у Логиновых старенький, частенько случаются перебои с электричеством.

    - Михаил - хороший мужик, - сказал мне на причале острова Кижи один из местных жителей. - Работящий, не пьет, не курит, в Бога не верит. Но чудак.

    - Почему?

    - А кто сегодня столько детей нарожает? И как их всех прокормить, если постоянной работы нет, где учить, если школы закрыли? Только уезжать надо отсюда.

    В чем-то он прав, конечно. Родители должны заботиться об образовании своих детей. Другое дело, что на ближайшие километров сорок никакой школы нет. Что делать? Ехать в город? Логиновы не желают. Им и на острове хорошо. Здесь, в единении с природой, они чувствуют себя вольготно, комфортно. Они хотят жить в деревне, обрабатывать землю, заниматься фермерством, пчеловодством, косить сено, доить свою корову Марту, печь хлеб в русской печи, вкуснее которого я не пробовала, купаться в озере, собирать грибы и ягоды всей дружной семьей.

    Но детям Логиновых - искренним, немного наивным, но непосредственным и доброжелательным, открытым, любящим своих родителей, действительно нужно учиться. И самый лучший вариант - дистанционный. Вот только семья этого варианта в одиночку никогда не потянет.

    Статистика

    По данным Роспотребнадзора, в наступившем учебном году будут закрыты 900 сельских и деревенских школ. В планах министерства образования и науки - закрытие 5 тысяч подобных школ, где учится меньше 10 человек. Конечно, не закрыть совсем, а оптимизировать, то есть прикрепить к более большим, более оснащенным и более "многодетным" школам. Есть программа по бесплатному подвозу детей из далеких деревень в базовую школу. Вроде бы все хорошо. Но что делать со случаями таких вот Логиновых, которые и учиться хотят, и жить хотят там, где живут. Водная переправа в программе "Школьный автобус" не предусмотрена, равно как и вертолетные перевозки.

    комментарии

    Александр Кутузов, ректор Московского гуманитарного педагогического института:

     Знаете, когда читал письмо этой семьи и репортаж с семейного острова, поймал себя на мысли о том, что семья Логиновых - это удивительно зримый образ того, что сейчас происходит в глубине социальной жизни России и на ее поверхности. Наверху - признание экономической неотвратимости факта закрытия малокомплектных школ в деревнях и весях. Потому что нет денег, нет учителей. А учителей нет потому, что никто из молодежи не хочет сидеть в глуши и сеять доброе, вечное. Поэтому и судьба многих пед институтов в регионах весьма призрачна. Круг замкнулся. Логика железная. Выхода нет. Маленькие сельские школы закрывались и будут закрываться. А те семьи, которые решили участвовать в решении демографической проблемы в стране, пусть перебираются в другие, более социально благоприятные места. Получается так?Но не об этом сейчас хотелось бы напомнить. А о том, что в социальных глубинках жизни есть другая логика. Логика семьи, любви, ответственности за свой род, за свою жизненную территорию, за ту память, которую оставляет после своего ухода человек. И вот именно эта логика всегда спасала, развивала и, выражаясь современным языком, модернизировала страну. В рамках этой логики и тех технических средств, которые сегодня вполне доступны, опираясь на таких Логиновых, я уверен, можно создать новую социальную и образовательную среду.

    Наш институт попробует начать отработку практического дистанционного обучения совместно с семьей Логиновых. Когда будет что-то получаться, покажем и расскажем всем желающим. Глядишь, и государственные органы со временем подключатся. Процесс этот, конечно, непростой и небыстрый, но кому-то и когда-то начинать все-таки надо.

    На следующей неделе на остров отправится мой заместитель и основной куратор проекта Ирина Савкина. Она посмотрит, что у ребят с техникой, что они знают и умеют. Планируем подключиться к работе не только преподавателей, но и аспирантов, и студентов. В результате должен получиться своеобразный штаб, которые будет заниматься образованием Логиновых: разрабатывать стратегии обучения, подбирать дополнительный материал. Думаю, в середине октября может начаться уже реальный образовательный процесс.

    У каждого ребенка будет свой график "прямых включений" с преподавателем вуза, аспирантом или студентом - в зависимости от темы урока. Зачеты и контрольные - тоже по своему графику.

    Кстати, в Москве есть программа "Московский аттестат", которую поддерживает правительство столицы. Она для тех ребят, которые хотели бы получить школьный аттестат Москвы, но живут за границами России. У организаторов программы есть отлаженная система заданий по подготовке к сдаче экзаменов и обучению по российским программам. Думаю, этот ресурс мы тоже используем.

    Ефим Рачевский, заслуженный учитель России, директор Центра образования N 548 "Царицыно":

    - Самое сложное в положении семьи Логиновых - то, что они выбились из привычных стереотипов, сложившихся в отечественном бытописании в последние несколько десятилетий.

    Они счастливы. Несмотря на то, что дети не приносят из школы дневники с отметками, мама не посещает родительские собрания, папа не воюет с местным участковым или властью за площади для кормления коровы, их не волнует отсутствие водки в свободной продаже после 22 часов, на них не давит рост тарифов на ЖКХ, и они лишены возможности смотреть по телевизору программу "Пусть говорят" или сериалы о распутных студентах. Счастливы, несмотря на все эти лишения.

    У детей "улыбки до ушей". И это в отсутствии школьной формы, сменной обуви, страха быть изгнанным из класса за непослушание или опоздание, необходимости заучивать несколько тысяч понятий из непонятного содержания нашего очень предметного школьного образования. У Михаила Логинова "золотые руки", по которым никто не бьет, он классный печник. А еще он кормит семью качественными молоком и медом, собирается заняться мясным и молочным фермерством и делает все, чтобы передать свое мастерство детям. Кстати, в крупных городах только очень обеспеченные семьи питаются чистыми экологическими продуктами. Михаил человек некурящий и непьющий. Уверен, его дети не будут соблазнены в подростковом возрасте "косячком" или чем-нибудь похуже, да и специальный спорт для "здоровьесберегающих технологий" им не нужен: покос травы, рыбная ловля, работа по заготовке дров намного эффективнее для их роста и здоровья, чем занятия в спортзалах с густым воздушным отоплением.

    Михаил завел в своем компьютере личную папку для каждого ребенка. Вооруженный самой правильной методикой в мире, отец отслеживает индивидуальный прогресс, персонализирует информацию и организовывает то, что мы пытаемся реализовать в требованиях к результатам обучения в стандартах: самостоятельная работа ученика с информацией. Дети любят читать "проглатывают книги". И это без того, чтобы слушать сетования наших выдающихся политиков от образования о том, что надо, мол, возрождать культуру чтения. Более того, они и писать любят, причем не то, что задано, а то, что вызывает потребность быть описанным и понятым.

    Кто-то скажет: как можно рожать столько детей, если нет постоянной работы и школы? Эти сомнения в возможности успешно жить без патерналистской опеки со стороны государства, барина, вождя, завуча нам помнятся из великой поэмы Некрасова о том, кому на Руси жить хорошо. Крестьяне с ужасом восприняли свободу от крепостничества, как лишение протектората. Ведь надо будет все-таки слезать с печки и принимать самостоятельные решения. К тому же в наше сознание незыблемой твердью имплантирована одна сомнительная дорога: роддом - детский сад - школа - институт - муниципальное (государственное) служение. Псевдоатрибуты социальной успешности. И это во времена, когда во всем мире ценятся золотые руки ремесленника и мастера, штучное, а не массовое, самостоятельное, а не принужденное.

    Нужно ли помогать семье устраивать детей в школу, снаряжать вертолет, диктовать условия математической задачи? Думаю, что нет, потому как то, что сделали муж и жена Логиновы - идеально вписываются в парадигму школы будущего. Что касается формальной стороны: аттестаты, ЕГЭ и пр. - все решается просто. Есть подкрепленная нормативными документами возможность семейного образования. Папа заключает договор с любой из муниципальных школ, договаривается о промежуточной и итоговой аттестации, получает учебники. А по такому договору регион ему еще обязан и деньги перечислять на образование каждого ребенка.

    Доведем детей с острова до аттестата!

    "Российская газета" вместе с Московским гуманитарным педагогическим институтом решили попробовать довести ребят Логиновых до школьного аттестата.

    У педвуза есть ресурсы, известны методики дистанционного образования.

    У нашей газеты есть читатели, которых, надеемся, эта история не оставит равнодушными.

    Предлагаем всем поучаствовать в судьбе маленьких островитян, оставшихся без школы.

    Список техники (системный блок, мониторы, веб-камеры, принтеры и др.), необходимой им для нормального дистанционного обучения.

    Сейчас мы выясняем, можно ли наладить на острове высокоскоростной Интернет. К сожалению, похоже, что высокоскоростное покрытие в этом регионе отсутствует, вопрос беспроводного Интернета (Yota, Megafon, Beeline, MTC, Skylink), скорее всего, там закрыт. Поэтому действовать придется через одного из местных провайдеров, которые, надеемся, смогут установить там ADSL-модем через телефонную линию.

    О дальнейшей судьбе детей Логиновых читайте с следующих номерах "РГ".

    Координаторы проекта

    Поделиться