08.09.2011 23:25
    Поделиться

    Ирина Краснопольская: Аморально, когда зарплата доктора меньше, чем у кровельщика

    Аморально, когда зарплата доктора меньше, чем у кровельщика

    Очередная, шестая по счету Всероссийская акция милосердия "Волна здоровья", которую проводит "Лига здоровья нации", еще раз показала: количество детей, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, превышает возможности местной службы здоровья.

    Мышкин, Весьегонск, Тутаев, Чебоксары, Конаково... В них заходил теплоход "Башкортостан", на борту которого вели бесплатный прием ведущие московские специалисты. Волга объединяет, роднит эти города, поселки, наделяя их красотой удивительной, уцелевшими во всех передрягах храмами. Но красота не избавляет от проблем со здоровьем.

    Тутаевский муниципальный район обгоняет многие другие по количеству новорожденных - 700 в год. Правда, раньше было заметно больше. А вот число различных врожденных недугов не уменьшается. В Тутаеве Воскресенский собор, с величием которого трудно что-то сравнить. Построенный в 17 веке, он входит в число особых объектов ЮНЕСКО. Игумен Амвросий, с которым мы здесь встретились, местную жизнь знает не понаслышке: "Почему так много детей страдает врожденными заболеваниями? Пьют родители. Подросло "пивное поколение". И злоупотребление спиртным теперь сказывается на их детях. Все время в своих проповедях говорим об этом. Слышат не все".

    Какую зарплату назначили офтальмологу? 8 тысяч рэ. Очередь сделала вывод: "Через пару недель сбежит"

    Вот такая удобная позиция: не слышать. Или делать вид, что со слухом не все в порядке. Предназначение "Волны здоровья" - консультации детей со сложными заболеваниями, отбор тех, кто нуждается в высокотехнологичной медицинской помощи. Направление в лучшие клиники страны. Ради этого специальный теплоход с уникальным оборудованием, ведущими столичными медиками. Досадно, конечно, что основное их время уходит на обычный диспансерный прием. То есть на то, что должна, обязана делать местная служба здоровья. Не делает. Потому так много тех, кто к отоларингологу идет с банальными гайморитами и насморками. К офтальмологу-чтобы просто проверить зрение, подобрать очки.

    Из Конаково теплоход отходил в 22 часа. Уже приготовились снимать трап у входа, когда последние пациенты уходили от невролога Галины Коваленко. Детишек подготовленных, включенных в список для консультации у московских специалистов, одна десятая. Остальные то, что именуется словом "самотек". В Конаково у кабинета офтальмологов огромная очередь. Родители объяснили, что на пристань пришли к 11 часам, некоторые еще раньше. Список составили: кто за кем.

    "Почему нас так много? Почему без направлений? - отвечают вопросами на мой вопрос. - Да потому что у нас глазного врача нет". Местный представитель службы здоровья спешит проинформировать: "Уже две недели, как появился в Конаково глазник". Информация ликования родителей не вызвала. Какую зарплату назначили офтальмологу? Восемь тысяч рублей. Очередь сделала свой вывод: "Через пару недель сбежит глазник. Может, и останется, если мало что понимает".

    Поминать клятву Гиппократа? Произносить высокие слова о священном долге врача? Можно, конечно, и так. Можно открыть новые центры медицины высоких технологий. А где взять специалистов для работы в них? Подойдут те, кто в направлении на консультацию к столичным медикам диагноз обозначает так: "Ребенок часто болеет".

    Когда теплоход идет без остановок, московские врачи принимают членов экипажа. Одна из сотрудниц привела к отоларингологу Екатерине Молчановой крохотную дочку: девочка дышала с трудом. Местный врач посоветовал... капать в нос капли. Капали три недели. Малышка дышала все хуже. Оказалось, она умудрилась впихнуть себе в нос целлофановый пакет. От этого "инородного тела" Екатерина Борисовна девочку быстро избавила. Хэппи энд? Конечно! Но это же случайный хэппи энд! Какой специалист смотрел малышку ранее? Не очень верится, что за копеечные деньги трудится тот, кто способен разглядеть в носу у ребенка не только целый целлофановый пакет, но и соломинку.

    Журналисты "РГ" начали собственное расследование о заработной плате врачей в разных регионах. (См. публикацию от 6 сентября "Заплата на зарплате"). Речь о том, что в рамках программы модернизации здравоохранения предусмотрено повышение зарплаты врачам. На деле же в некоторых регионах она даже уменьшилась. "РГ" обратилась к читателям с просьбой сообщать о том, какие деньги платят тем, кому мы доверяем свое здоровье. Судя по первым откликам, мизерные.

    В Конаково на прием к офтальмологу пришла Диана Леонова с годовалым сыном Антоном. В 2007 году Диана окончила педиатрический факультет медицинской академии в Твери. Училась в ней по направлению ЦРБ Конаково. Но распределения не получила. Вернулась в Конаково. Ей сказали: "Педиатры не нужны". Диана прошла интернатуру в Долгопрудном, потом курс усовершенствования в Москве. Но и после этого места педиатра в Конаково ей не нашлось.

    Устроилась в Долгопрудном дежурантом. Платят десять тысяч рублей. А ее муж уже работает в одной из московских больниц анестезиологом. История Дианы - не исключение: в столичных медицинских учреждениях немало тех, кто ездит на работу не только из московской, но и из других областей. И вряд ли завтра "это нежелательное явление", как его обозвали в одной из высоких инстанций, прекратится.

    В газете Талдомского района Подмосковья опубликованы "Вакансии на 01.08.2011г". "Талдомский центр занятости населения" перечисляет имеющиеся вакансии и зарплаты тех, кого ждут на работу. Не знаю, как кому, но мне, выросший среди медиков, пишущей о них, читать этот список было и больно, и стыдно. Не стану приводить его полностью. В Талдоме вакантны должности по 33 специальностям. Требуются программисты, токари, кровельщики, пекари, слесари, судебные приставы, трактористы, резчики сыра, грузчики, электрики... Нужны и врачи. Самая низкая зарплата? Вы уже догадались? У врача: 8800 рублей. У кровельщика 15000, у пекаря 20000, у электросварщика 25000...

    Нужны комментарии? Нужны иные зарплаты, иное отношение к врачу. Раньше была в стране медицинская помощь. Теперь почти сплошь - медицинские услуги. Охрану здоровья, спасение жизни поставили вровень с оказанием парикмахерских, обувных и прочих полезных, важных дел. Но согласитесь, медицина - нечто совсем иное. Она - не сфера услуг. Я вовсе не считаю, что электросварщик не заслужил свои 25 тысяч рублей. Но убеждена: недопустимо, аморально врачу платить в разы меньше. Пока будет так, не исключено, что ребенок может задохнуться потому, что врач назначил капли в нос вместо того, чтобы избавить малыша от "инородного тела". А в направлении на консультацию к специалистам вместо диагноза пишет: "Ребенок часто болеет".

    Следим за судьбой 7-летней Даши Шитьковой

    В предыдущем выпуске полосы "Медицина" мы писали о судьбе семилетней Даши Шитьковой, которую привели на прием в Весьегонске. У Даши тяжелейший врожденный порок сердца. Кардиологи "Волны здоровья" во время телемоста с подключением специалистов из Бакулевского центра сердечно-сосудистой хирургии обратились с просьбой спасти Дашу. Присоединилась к просьбе и "РГ" - информационный спонсор "Волны".

    Дашу центр примет, и все лечение будет проведено бесплатно. А заместитель губернатора Тверской области Светлана Вержбицкая, которая участвовала в телемосте, заверила: деньги на поездку, проживание в Москве, на сопровождение Даши будут выделены. 30 августа вице-президент Лиги здоровья нации Николай Кононов и руководитель программы "Волна здоровья" Алексей Тихомиров связались по телефону со Светланой Валентиновной. Отъезд Даши в Москву чуть задержался - у девочки поднялась температура.

    1 сентября Светлана Валентиновна позвонила корреспонденту "РГ": как только состояние Даши нормализуется, она уедет в Бакулевский центр.

    Поделиться