08.09.2011 23:20
    Поделиться

    Исполняется 65 лет ведущему предприятию космической отрасли России

    Исполняется 65 лет ведущему предприятию космической отрасли России - РКК "Энергия". На вопросы "РГ" ответил президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева, член-корреспондент РАН Виталий Лопота.

    Российская газета: Виталий Александрович, с легендарной Королевской фирмой связаны триумфы мировой и отечественной космонавтики. Какие задачи решает РКК "Энергия" сегодня?

    Виталий Лопота: В ближайшие годы продолжатся развитие российского сегмента МКС и поддержание функционирования станции в непрерывном пилотируемом режиме. С уходом "шаттлов" весь груз ответственности за обеспечение пилотируемой космонавтики лежит на России. Читайте - на "Энергии". Среди задач - создание перспективных пилотируемых транспортных систем и космических комплексов, средств доставки полезных грузов на космические траектории, разработка и производство специализированных автоматических космических систем нового поколения.

    РГ: На МАКСе-2011 впервые показали макет нового пилотируемого корабля. Когда он будет представлен на экспертизу?

    Лопота: Корабль представлен по результатам завершения эскизного проекта. Определен его облик, функции. Сейчас идет техническое проектирование. Мы делаем уникальный космический объект, способный решать задачи как в пилотируемом, так и в автоматическом режиме. Основные приоритеты - безопасность экипажа и обеспечение возможности его спасения на всех участках полета.

    РГ: После появления нового корабля сколько еще будут использоваться "рабочие лошадки" - корабли "Союз"?

    Лопота: Чтобы новый корабль был готов к летно-конструкторским испытаниям, у нас есть соответствующий регламент, срок начала этих испытаний в пилотируемом режиме - 2018 год. Для этого необходимо, чтобы не было экономических катаклизмов и было достаточно финансовых ресурсов. Надежность "Союз ТМА" - не менее 0,993. Нового корабля должна быть, конечно, выше. Для чего мы должны провести громадное количество испытаний, причем каждой системы в отдельности и корабля в целом. Этот процесс длительный, но будем надеяться, мы успеем. А пока будем летать на "Союзах" и "Прогрессах". На них отрабатываем большинство технологий для корабля будущего.

    РГ: Произошло несколько ЧП из-за ошибок специалистов. Почему "человеческий фактор" заявил о себе так громко? И что делать?

    Лопота: Хороший вопрос, хотя и очень тяжелый. Личная ответственность у людей должна подкрепляться еще и ресурсами. Кстати, по статистике мы тут не ушли от средних мировых показателей. Они примерно одинаковы у всех стран: нештатных пусков ежегодно примерно 2. Но так получилось, у нас в конце прошлого года 2 и в этом году уже 2 - то есть все пришлось на последние девять месяцев. Постучу: надеюсь, больше не будет. Но это не должно никого успокаивать. Только тщательный анализ и разработка мероприятий, предотвращающих возможность возникновения повторных отказов, повышение профессионализма и рост престижности работы в космической отрасли способны изменять ситуацию к лучшему. А для этого надо всесторонне усиливать контроль и увеличивать надежность. Мы постоянно работаем над этим. Разрабатываем и внедряем мероприятия, обеспечивающие повышение надежности пилотируемых космических комплексов и их систем. Это и позволяет нам десятилетия от полета Ю.А. Гагарина до сегодняшних дней соответствовать мировому уровню. При этом я считаю очень важным, чтобы эта вертикаль ответственности жестко подкреплялась финансированием.

    Поделиться