09.09.2011 16:30
    Поделиться

    Эксперт: Музеям нужна не благотворительность, а партнерство

    На открытие выставки в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге выстроилась очередь - своего рода "промоушн-акция", на организацию которой музейные работники не потратили ни копейки - они просто обзвонили знакомых.

    Понятия "маркетинг" и "менеджмент" только сейчас внедряются в российских музеях - на четверть века позже, чем в "продвинутых" в музейном деле странах. Бизнес-технологиям противостоит консервативная идеология музейного дела, усугубленная финансовой недостаточностью и неповоротливостью законодательства.

    У музеев есть три источника финансирования: государство, благотворители и посетители. В российской музейной среде хорошей считается окупаемость в 10-15 процентов: три четверти доходов поступает от продажи билетов, четверть - от продажи сувенирной продукции, организации праздников и так далее. При это говорить о самоокупаемости некорректно: по определению, через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию.

    - Подавляющее большинство мероприятий мы вынуждены осуществлять по принципу "дешево и сердито", - признается заместитель директора областного краеведческого музея Владимир Быкодоров. - Государственное финансирование обеспечивает нам лишь поддержку материально-технической базы - коммуналку и зарплату. Музей имеет девять филиалов в области, 20 зданий и 400 сотрудников и получает примерно 50-60 миллионов рублей в год. Это своеобразная "подушка" - база, которая дает нам возможность дальнейшей работы с бизнесом. На развитие средств не выделяется, что заставляет нас думать, искать, пробовать и не бояться ошибок.

    Вот и приходится музеям заманивать посетителей с помощью выдумки.

    - Доля фантазии и творчества в нашей работе подавляюще велика. Оценить в процентах я ее не берусь, но, думаю, где-то к 80-ти, - подсчитывает заместитель директора Свердловского краеведческого музея Светлана Булатова. - Для любой выставки надо придумать сюжет и подачу, а заманить на нее можно только при помощи всевозможных дополнительных программ - лекций, экскурсий, мастер-классов, розыгрышей.

    В музее Екатеринбурга удалось собрать молодую и творчески активную команду, которая уже который год обеспечивает ему первенство на музейном "поле": что ни проект - то изюминка. Достаточно вспомнить, например, ностальгический игровой зал с настольными играми 80-х годов прошлого века, магазин космической еды в тюбиках, выставку "Горький шоколад войны" - о кондитерских изделиях из подножных трав... Сейчас в музее по особому расписанию проводят лекции-беседы о непростых взаимоотношениях отцов-основателей Екатеринбурга, а в интернете крутится "трейлер блокбастера "Исетский диптих" - по названию новой экспозиции о том, как Татищев поссорился с де Генниным.

    Для привлечения публики музеи используют и рекламу - традиционное оружие конкурентной борьбы. В Екатеринбурге наряду с уличной рекламой появились баннеры в метро. Музейщики более тщательно занимаются печатной продукцией, но пока в большинстве провинциальных музеев такой базовый инструмент продвижения как афиша - уныла и неказиста, печатается тиражом десять экземпляров, для галочки.

    Также свердловские музеи делают первые, робкие шаги в интернет - занимаются сайтостроительством, осваивают социальные сети. Однако пока эффективно работает только сайт музея истории Екатеринбурга.

    Еще один практикуемый метод - дисконтная система - гибкая линейка цен на входные билеты, скидки для постоянных посетителей и компаний. Так, в одном из учреждений одиночный посетитель платит за вход 300 рублей, билет на двоих стоит 300 рублей, а "семейный билет" (двое взрослых и ребенок) - 350 рублей.

    Однако со следующего года государственная поддержка учреждений культуры впервые приобретет конкурентный характер. Проще говоря, лучшие получат больше: областные власти согласилась финансировать проекты, которые признает достойными специально созданный совет. В 2012 году среди учреждений культуры распределят первые десять губернаторских грантов на общую сумму 150 миллионов рублей - первые за долгие годы средства на развитие. Часть этих средств получат музеи Екатеринбурга.

    - До 70 процентов гранта можно потратить на материальную поддержку и стимулирование коллектива, остальные - на покупку оборудования, организацию гастрольной деятельности, формирование творческих проектов, - отмечает министр культуры области Алексей Бадаев.

    Сейчас для свердловских музеев стоимость выставки, сделанной только на местном материале (собственных фондах и подношениях коллекционеров), начинается от 300 тысяч рублей, включая стоимость оборудования и оплату труда дизайнера (выставка должна быть "смотрибельной"). Расходы на партнерский проект с привлечением других музеев намного выше - от миллиона рублей, с учетом трат на транспортировку экспонатов, страховку и прием коллег-музейщиков.

    Светлое будущее российских музеев можно увидеть уже сейчас - скажем, в Великобритании, где открылся первый в мире публичный музей и сосредоточены самые передовые музейные технологии. Так, новая экспозиция на базе собственных экспонатов обошлась городскому музею Лондона в 20 миллионов фунтов (больше миллиарда рублей). Для сравнения: после корректировки в связи с увеличением расходной части из бюджета Свердловской области на всю региональную культуру в 2011 году выделят 820 миллионов рублей.

    Создание пяти новых галерей музею Лондона обеспечили донаторы. Культура пожертвований в Великобритании настолько развита, что, например, галерея Тейт всего за месяц собрала 2,5 миллиона фунтов стерлингов (в рублях цифра практически в 50 раз больше), которых ей не хватало для покупки акварели Тернера. Кроме установки традиционных коробок для сбора реальных монет, Тейт провела интернет-акцию "Купи мазок Тернера": каждый клик по понравившемуся фрагменту акварели оценивался в пять фунтов.

    При этом британские меценаты пользуются налоговыми поблажками - все пожертвования освобождаются от налогов. В России есть похожий закон: меценат может вернуть себе до 25 процентов от уплаченных налогов на доход, чтобы потратить их на поддержку, скажем, музея. Однако о прецедентах его использования ничего не известно.

    - Я пытался однажды, - рассказывает один из меценатов. - Мне сказали: да, мы Вам должны, но Вам придется в нами судится по всем инстанциям, до Верховного суда. Сумма, которую Вы хотите вернуть, с нашей точки зрения, превышает разумные пределы.

    Регионы пытаются на местном уровне предоставить льготы благотворителям. Так, в Башкирии началась разработка законопроекта, который гарантирует налоговые преференции предприятиям и предпринимателям-благотворителям. В Пермском крае закон о благотворительности принят в 2003 году, однако в 2008-м его скорректировали соответственно общероссийскому тренду -  удалив преференции для предприятий. Закона "О меценатстве", о котором так долго говорят, в России не существует. Тем не менее, меценаты не переводятся, поскольку музеи предлагают им иной, нематериальный стимул.

    - Мы настроены на диалог с крупным бизнесом, - излагает свое понимание перспектив директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин. - Нам не нужна благотворительность - нужно партнерство, при котором бизнес вкладывает деньги в музей в обмен на имиджевый капитал. Во всем мире деятельность музеев изобразительных искусств зависит от способности администрации установить диалог с бизнес-сообществом. У нас богатый город и регион, просто пока культура подобных отношений существует не массово. Инициатива, в любом случае, должна идти от музея: мы должны предлагать себя, искать решения, интересные потенциальным партнерам.

    Справка "РГ"

    Ежегодно музеи Свердловской области принимают до 1,5 миллиона посетителей - треть населения области. В области 780 музеев, где работают более 20 тысяч человек. По объему музейных фондов (1,5 миллиона экспонатов) Свердловская область занимает четвертое место в России.

    По данным городского управления культуры, посещаемость музеев Екатеринбурга составляет в год: музей ИЗО - 130 тысяч человек, музей истории Екатеринбурга - 60 тысяч, дом-музей Метенкова - 20 тысяч, областной краеведческий музей - 50 тысяч.

    Поделиться