09.09.2011 19:22
    Поделиться

    Владислав Куликов: Мягкость законов не так страшна, как может показаться

    На этой неделе Госдума без лишнего шума приняла в первом чтении так называемый третий пакет поправок в Уголовный кодекс. Законодатели решили не откладывать гуманные поправки в долгий ящик, и занялись наказаниями в первый же день после отпуска.

    Правда, мягкость авторов законопроекта пришлась по душе далеко не всем в нашем обществе. Многие критики опасаются, что без жестких посадок в обществе наступит криминальный разгул.

    Деньги вместо тюрьмы

    Законопроект вводит непривычные нашему уху (и нашим, не забывшим отцовский ремень, спинам) наказания. Людей предлагают лечить, людям предложат расплатиться. Бизнесмен, допустим, сможет возместить ущерб с солидной доплатой и будет избавлен от тюрьмы. Наркоману, попавшемуся на незначительном преступлении, предложат выбор: или слезать с иглы, или садиться.

    Оскорбление, клевета и контрабанда легальных товаров (например, кроссовок) перестанут считаться уголовными преступлениями. За них предлагается наказывать в рамках административного кодекса. И так далее: все новации законопроекта давно и подробно обсуждались в прессе. Дело не в конкретных переменах, а в принципе: людей пугает мягкость, направленная на преступников.

    При этом - интересная деталь - критики законопроекта обычно говорят гипотетически, мол, начнем либеральничать со злодеями, они почувствуют вольницу. В свою очередь сторонники смягчения возражают, что именно тюрьма вырастила из человека злодея. Жесткость и жестокость не лечат общественные язвы, только усугубляют, это давно известно. Но в нашем общественном сознании закрепились другие подходы, мол, "вор должен сидеть в тюрьме". Формально, звучит неплохо. А на деле получается масса нестыковок.

    Безработица гонит в бандиты

    Например, фраза про "лихие 90-е" вызывает у нас отчетливые ассоциации: бандитизм, перестрелки на улицах, заказные убийства. Простой человек в одночасье почувствовал себя беззащитным в городских джунглях, где власть взяли бритоголовые стаи хищников.

    Виной тому были не либеральные законы, о них тогда никто не заикался. Просто что-то нарушилось в природе. Бандитский беспредел незаметно возник на излете Советского Союза, когда жизнь вроде бы текла своим чередом: в лагерях арестантов держали в черном теле, в расстрельных подвалах звучали выстрелы, а суды без заминки сажали людей. Формально государство сохраняло свою твердую руку на наших плечах. Мы даже не сразу заметили, что жизнь изменилась, и жаловаться в милицию на хулигана вдруг стало опасно. А слово "крыша" вдруг приобрело пугающее значение.

    Преступность растет не там, где полицейский ослабляет хватку, но где жизнь летит под откос. Если у людей нет работы, хлеба, надежд, люди выходят на большую дорогу.

    Если жизнь общества более менее благополучна, число разбойников резко сокращается. Не до нуля, конечно, но до разумных пределов.

    Как-то в начале 90-х я разговорился с пареньком, пришедшим мне чинить телевизор (да, было время, когда мы гаджеты не выбрасывали, а чинили, но это другая история). Дело было в маленьком бедном городке. "Хорошо, что я нашел, чем зарабатывать, - признался мне паренек. - Ремонтирую телевизоры, видеомагнитофоны, неплохо получаю. А мои друзья стоят по вечерам на улице, ловят прохожих, забирают деньги. Другой работы найти невозможно. Они в последнее время стали жаловаться, что клиент бедный пошел: у всех пустые карманы. Простоишь ночь, кучу народа перелопатишь, а в кармане пусто. Да еще и рискуешь: поймают - посадят".

    В тот день я был благодарен монтеру за предупреждение. Ходить вечерами по той улице я перестал. Что было дальше с его друзьями, не знаю. Но сколько бы из них вышли на улицу при нормальной экономической ситуации? Я знаю немало приличных людей, которые между голодной смертью и преступлением выберут преступление. Идеалистов немного, хотя они украшают общество.

    Так что сами по себе наказания погоды не делают.

    Бизнесу обещают вольную

    Третий пакет поправок особо защищает предпринимателей, что вызывает немало возмущений. Дело в том, что купцы и бизнесмены не входят у нас в уважаемую касту. Принято считать, что они исключительные эгоисты, благим помыслам общество не верит. Однако трудно построить нормальную экономику там, где предприниматель изначально виноват и не защищен. Трудяг-идеалистов среди наших бизнесменов, быть может, немного. Однако сможет ли выжить честный купец в нашей сегодняшней среде? Поправки в Уголовный кодекс - это попытка создать такие условия, чтобы честные бизнесмены, как минимум, не умирали первыми в процессе естественного отбора. А насчет того, что бесчестные (зачастую, прикормленные местной властью) акулы также воспользуются поправками, можно поспорить. Разве таким акулам и сегодня плохо?

    Что лучше: посадить пять невиновных и рядом пять виноватых или, наоборот, отпустить всех, смириться с прощением виновных, чтобы не страдали невинные? Ответ каждый выбирает сам, в рамках собственного мировоззрения.

    Детектор лжи приятней, чем дыба

    Если стабильная экономика может стать могилой преступности, то неотвратимость наказания будет могильным камнем. В самом деле, нет смысла идти на дело, если все равно поймают. Как накажут, уже не важно, главное, что накажут и спокойно жить не дадут.

    Именно с неотвратимостью у нас есть проблемы.

    В исторические времена отечественные стражи порядка имели весьма широкие полномочия - могли выпороть человека, вздернуть его на дыбу, повесить, если надо. Дело было еще при царях, если кто не догадался. Однако разбойники не переводились, потому что возможности поиска истины были ограничены. Ни экспертиз, ни тайного прослушивания, ни детекторов лжи - ничего не существовало. Пытка оставалась чуть ли не единственным способом докопаться до истины. Кроме того, дыба была своего рода профилактикой преступности, чтоб лихие люди боялись попадаться. Но профилактика получалась не ахти какая.

    Сегодня смешно даже говорить, что без пытки, дыбы и расстрелов нам не обуздать преступность. Наука шагнула настолько далеко, что при желании правоохранители, наверное, могут раскрыть если не любое, то почти любое преступление. Скажите, не так? Только надо выстроить работу правоохранителей таким образом, чтобы поиск истины стал приоритетом. Но это отдельная задача, имеющая лишь косвенное отношение к поправкам в Уголовный кодекс.

    Мягкость законов не так страшна, как может показаться сторонникам сильной руки. Разумность - вот что действительно важно. А в качестве бонуса можно добавить человечность.

    Поделиться